rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Казаки и казачки экрана

Экранизациям книг Шолохова посвящена новая выставка «Шолохов-Центра» в Ростове

Кадры из фильмов и фотографии со съемочных площадок, костюмы, в которые были одеты шолоховские герои на экране, предметы реквизита помогают представить, как создавались эти экранизации, многие из которых стали киноклассикой.

Едва ли не каждую из этих кинолент можно назвать поворотным моментом в жизни или карьере кого-то из исполнителей. Для Андрея Абрикосова и Петра Глебова роль Гришки Мелехова - это  нечаянная радость, неожиданный случай,  превративший никому не известных артистов, даже   не мечтавших о таком подарке судьбы, в  людей знаменитых.

156Людмила Чурсина на съемках «Донской повести» встретила свою любовь. Чурсина рассказывала об этом нашей газете во время одного из визитов на Дон уже в сиянии своей славы. К месту съемок она, молодая и красивая,  прибыла тогда при параде: модная прическа, туфли на высокой шпильке, - настоящая кинодива с обложки заграничного журнала!

Однако Евгений Леонов, которому предстояло играть влюбленного в нее казака Якова, увидев Чурсину, опешил. Выбор этой актрисы на главную женскую роль ему явно не понравился. Ведь она выше его ростом! Он попенял режиссеру Фетину: как, мол, сниматься рядом с эдакой дылдой?!

 Чурсину такой «комплимент» не смутил. Она посоветовала Леонову взбираться на скамеечку.

От самой  Чурсиной потребовалось усиленно питаться, чтобы нагулять бока,  забыть на время съемок не только о маникюре, но даже о мыле! Потому что зрители должны смотреть на ее Дарью и понимать: «Вот это – настоящая казачка, от которой пахнет потом и степью».

Роман актрисы и режиссера, начавшийся на этой съемочной площадке, перерос в серьезные отношения. Значительным событием в жизни стала «Донская повесть» и для Евгения Леонова: он впервые сыграл на экране драматическую роль и разрушил миф о себе как об артисте исключительно комедийном.

Выставка «Герои Шолохова на экране», составленная из экспонатов Шолоховского музея-заповедника, занимает четыре зала. Первый посвящен экранизации «Тихого Дона» (сами ленты  демонстрируются тут же в режиме нон-стоп), второй зал – экранизации  «Донских рассказов» и «Поднятой целины», третий – созданию «Судьбы человека» и «Они сражались за Родину», а четвертый воссоздает в миниатюре обстановку кинотеатра «Колос».

- В этом кинотеатре в станице Вёшенской проходили премьеры многих шолоховских экранизаций, - рассказывает сотрудник «Шолохов-Центра» Юлия Бобошкина. – Почти все фильмы станичники встречали «на ура», и так было не только на родине Михаила Александровича Шолохова. фильм, созданный по какому-либо из шолоховских произведений, обычно становился в год выхода на экраны лидером кинопроката.

На стене этого «кинотеатра» - фотоснимки, подписи к которым многих удивят. Это фрагменты встречи со станичниками артиста Евгения Моргунова. Но приезжал Моргунов в станицу Вёшенскую не как исполнитель роли Бывалого в знаменитых комедиях Гайдая, а как режиссер. Он тоже экранизировал Шолохова: снял короткометражный комедийный фильм «Когда казаки плачут».

157Моргунов рассказывал, что мысль об экранизации шолоховского рассказа «О Колчаке, крапиве и прочем» появилась у него на концерте одного популярного в ту пору артиста. Он слушал, как этот артист читает в лицах шолоховский рассказ, и думал, что  сюжет так и просится на экран. Пройдет более десятка лет, и по мотивам этого шолоховского  рассказа главреж Ростовского театра музыкальной комедии Кирилл Васильев, поэт Михаил Пляцковский  и композитор Евгений Птичкин напишут оперетту «Бабий бунт», которая по сей день не сходит с театральных афиш. Но первопроходцем на этом направлении  был Моргунов. Он  сам написал сценарий своей будущей ленты, показал Шолохову и получил от него добро на  создание музыкальной киноверсии рассказа.

Хотя 26-минутную  ленту «Когда казаки плачут» зрители приняли тепло, Моргунов решил, что это первый и последний случай, когда он попробовал себя в роли режиссера. Слишком хлопотно, слишком ответственно, и вообще не понравилось.

Некоторые артисты снимались в шолоховских экранизациях неоднократно. К примеру, Андрей Абрикосов, первый Григорий Мелехов экрана, стал спустя много лет кузнецом Шалым в «Поднятой целине», Петр Глебов, Гришка Мелехов во второй экранизации «Тихого Дона», сыграл в «Поднятой целине» белогвардейца Половцева. Самый большой успех в кино Евгению Матвееву принесла роль Макара Нагульного в «Поднятой целине», но он также сыграл красноармейца Трофима в экранизации проникновенного шолоховского рассказа «Жеребенок».

Трижды участвовала в создании шолоховских экранизаций актриса Эмма Цесарская. Это она была первой Аксиньей экрана. Ее внешность и темперамент настолько соответствовали шолоховскому описанию, что зрители не сомневались: Цесарская – настоящая казачка. Хотя на самом деле Эмма была совсем  иных кровей. Так же, кстати, как и вторая любимая народом Аксинья  - Элина Быстрицкая.

Во второй раз Цесарской  досталась роль попадьи в «Нахаленке», а Евгений Моргунов, тоже снимавшийся в «Нахаленке» в эпизоде,  вскоре пригласил ее  в  фильм «Когда казаки плачут» на одну из главных женских ролей.

Всего на сегодня по произведениям Шолохова сделано 18 экранизаций.

НВ №131 от 13 Мая 2016 г.

Все 18 экранизаций

28 апреля в Шолохов-центре, ростовском филиале Шолоховского музея-заповедника, открылась выставка, рассказывающая о фильмах, созданных по произведениям Михаила Шолохова. Она так и называется: «Герои Шолохова на экране».

Всего с 1930 по 2015 годы было предпринято 18 экранизаций шолоховских романов и рассказов. Среди них «Тихий Дон» и «Поднятая целина», «Нахалёнок», «Они сражались за Родину», «Когда казаки плачут» и др.

В выставочных витринах — костюмы, в которые были одеты на экране герои экранизаций, фотографии со съемок, издания разных лет шолоховских произведений, кинодемонстрационная аппаратура, включая ту, на которой крутили ещё немое кино.

Один из залов выставки превращён в мини-копию кинотеатра в станице Вёшенской, который посещал и сам писатель. Можно присесть и посмотреть комедию «Пока казаки плачут».

Кстати, и в других залах в режиме нон-стоп идут фильмы по романам Шолохова «Тихий Дон» (разные экранизации, начиная с самой первой), «Они сражались за Родину».

НВ 28 Апреля 2016 г.

А также герцог и садовод

155В Ростовском «Шолохов-центре» открылась выставка «Четыре жизни Чехова»

– Никогда еще ни на одной выставке не было столько личных вещей Антона Павловича, охватывающих разные периоды его жизни, – сообщил на презентации «Четырех жизней» министр культуры РО Александр Резванов.

«ЧЕТЫРЕ ЖИЗНИ» – первый столь крупный межмузейный проект. В нем – пять участников: Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, Таганрогский художественный музей, Музей истории российской литературы им. В.И. Даля, литературно-мемориальный музей-заповедник «Мелихово», а также Крымский литературно-художественный музей-заповедник.

Некоторые экспонаты этой выставки удивляют даже тех, кто считал себя неплохим знатоком жизни и творчества Антона Павловича Чехова. К примеру, часто говорится, что многие Чеховы были одарены художественно. При этом, как правило, вспоминают брата писателя – художника Николая Чехова и выдающегося актера Михаила Чехова – племянника Антона Павловича. Ну, могут еще прибавить, что все Чеховы, включая отца писателя, Павла Егоровича, хорошо пели. Но вот оказывается, что художественным талантом обладал и двоюродный дед Чехова. В доказательство тому – написанная им икона святого Николая-Чудотворца. Соседствует она с семейной реликвией Чеховых – большим старинным изданием книги «Четьи-Минеи».

В зале, посвященном жизни писателя Чехова в Мелихово, то и дело в подписях к экспонатам встречаешь слово «первый». В витринах – первые публикации давно уже хрестоматийных рассказов «Крыжовник», «О любви», «Моя жизнь», «Черный монах». Мелиховский период для Чехова был плодотворным. Там он написал 42 произведения. Оттуда вылетела его «Чайка», там трудился над «Островом Сахалином».

Задумав купить дом в Мелихово, Чехов говорил, что если он врач, то ему нужны больные и больница, а если литератор, то следует жить среди народа. А еще шутил в этой связи, что хочет быть герцогом!

Если жизнь герцога понимать как полную безмятежность и беззаботность, то она Чехову не удалась. Крестьяне в его округе жили бедно. Недаром это место называли деревней сорока нищих. Став хозяином Мелихово, Чехов пришел на сельский сход и просил не называть его барином. Сказал, что он – доктор. Обращайтесь, мол, при надобности, лечить вас буду.

Среди экспонатов – отчет Чехова Серпуховскому земству о том, какие меры предпринял он на случай холеры, как ведет профилактическую работу. К счастью, эта страшная зараза Мелихово обошла стороной, но Чехов, не будучи официально земским доктором, делал все, что должен во время эпидемии холеры предпринимать земский врач.

– Издатели пеняли ему за то, что не присылает новых вещей, а он отвечал им: вот когда прочтут в газетах, что с холерой покончено, тогда и могут ожидать его новых рассказов, – говорит главный хранитель музея-заповедника «Мелихово» Ксения Чайковская. И советует освежить в памяти чеховских «Мужиков». Ведь это списано с той народной жизни, которую Антон Павлович наблюдал, приезжая в Мелихово.

Мелиховским мужикам Чехов помогал не только как доктор. Благодаря Чехову в трех деревнях построили школы.

«Мелиховский зал» украшают фотокартины – иначе не скажешь – с видами этого музея-заповедника.

– Мы, к сожалению, не могли привезти из Мелихова что-то, что украсило бы стены отведенного нам зала, меня это очень огорчало и расстраивало, тем более что рядом – такие великолепные залы таганрогского периода с живописными полотнами. Но оказалось, что в Ростове есть прекрасный фотограф Карп Пашиньян, который снимал в Мелихово. Его работы великолепны, – сказала Ксения Абрамовна «Нашему времени», приоткрыв маленький секрет того, как создавалась эта выставка.

– Чехов носил очки с синими стеклами?! – изумилась какая-то дама, увидев в витрине ялтинского периода столь необычный экспонат. Носил. Во время работы в саду. Это – его солнцезащитные очки.

Работу в саду Чехов очень любил. Сам выбирал растения, которые там должны произрастать. В его ялтинской садоводческой тетради – их названия на латыни, написанные не тем ужасным почерком, который принято называть врачебным, а очень аккуратным и четким.

Сотрудники Крымского литературно-художественного музея-заповедника привезли большой макет чеховского ялтинского дома с садом. Остановившись перед ним, Елизавета Липовенко, директор Таганрогского чеховского музея-заповедника, сказала, что недавно таганрожцы отправили туда саженцы березок, а ялтинцы прислали в Таганрог розы сорта «Антон Чехов», который вывели французские селекционеры. И деревья, и цветы прижились на новой почве.

Инициатором межмузейного проекта «Четыре жизни Чехова» стал депутат Госдумы Александр Шолохов, внук Михаила Александровича Шолохова. На открытии выставки многие задавали вопрос: «А как Шолохов относился к Чехову? Повлиял ли Чехов на его творчество?». Спрашивали об этом, и, вероятно, не раз, и самого Михаила Александровича. Известен его ответ на подобный вопрос, прозвучавший еще в 1930-х годах: «На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мною и Чеховым? Однако и Чехов влияет».

НВ №292 от 20 Сентября 2017 г.

В Ростове-на-Дону открылась выставка «Герои Шолохова на экране»

28 апреля в Шолохов-Центре (ул. Большая Садовая, 125/69) открылась выставка «Герои Шолохова на экране». Музейные предметы, представленные в экспозиции, посвященной Году российского кино, относятся непосредственно к съёмкам фильмов, часть экспонатов является типологией предметов того времени. Тематически выставка делится на четыре больших раздела.

Экспонаты самого большого зала рассказывают о четырех экранизациях романа «Тихий Дон», за который в 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии. На «съёмочной площадке» с интерактивным баннером посетители увидят рабочий момент съёмок «Тихого Дона» режиссером С. Герасимовым. В витринах выставлены сценические костюмы, подаренные музею съёмочной группой режиссера С. Урсуляка.

Второй зал посвящён истории фильмов по ранним произведениям писателя и экранизациям романа «Поднятая целина».

Материалы об экранизациях шолоховских произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, представлены в третьем зале.

Завершает экспозицию зал, который погружает посетителей в атмосферу кинотеатра в станице Вёшенской, где в 1963 году состоялась премьера фильма «Когда казаки плачут» (реж. Е. Моргунов). В стилизованном кинотеатре с проектором можно посмотреть ленту и почувствовать настроение кинозрителей советского времени.

«Ростов официальный»,  29.04.2016

Университет для тех, кому от 7 до 14 лет

15417 сентября в Ростове откроется Детский университет в здании музея наук (ул. Текучёва, 97). О новой просветительской модели федерального значения и программе, не имеющей аналога по своему содержанию, на пресс-конференции рассказали её создатели: директор интерактивного музея наук Екатерина Беляк и научный руководитель проекта, доцент кафедры Высшей школы бизнеса ЮФУ Ирина Черкашина.

Несмотря на то что университет называется «детский», всё в нём будет устроено по-взрослому. Разве что вступительные экзамены детям не придётся сдавать. Два семестра по три месяца, системный подход, преподаватели из университетов Ростова, Новочеркасска и Таганрога.

— Главная цель проекта — формирование концепции современного естествознания у детей младшего школьного возраста от 7 до 14 лет, — говорит Екатерина Беляк, — благодаря которой процесс изучения картины мира станет лёгким и увлекательным. Самое ценное — оно обезопасит детей от беспорядочного информационного потока, от которого сейчас никак не скрыться, и позволит с лёгкостью учиться в школе.

По словам Ирины Черкашиной, в основе занятий будут игровые и интерактивные методы обучения, а форматы уроков будут подразделяться на научно-популярные лекции, мастер-классы, научные шоу и семинары-практикумы. Занятия будут проходить один раз в неделю. В конце каждого семестра ребят ждёт научно-практическая конференция, на которой юные выпускники будут защищать свои проекты. По окончании каждого курса выпускникам будут выдаваться сертификаты. Правда, они будут не документом, а скорее грамотой.

Для справки

Четыре курса:

1-й курс — «Практики» (7-8 лет). Направление курса — знакомство с основными понятиями о материи в мироздании. Наблюдаем — 70%, анализируем — 20%, создаём — 10%.

2-й курс — «Теоретики» (9 и 10 лет). Направление — знакомство с энергией как одним из способов существования материи, виды взаимодействия. Наблюдаем — 20%, анализируем — 60%, создаём — 20%.

3-й курс — «Изобретатели» (11-12 лет). Направление — знакомство с пространством как формой проявления материи и энергии. Наблюдаем — 30%, анализируем — 30%, создаём — 40%.

4-й курс — «Предприниматели» (13-14 лет). Знакомство со временем как формой существования пространства. Наблюдаем — 20%, анализируем — 20%, создаём — 60%.

«Ростов официальный»,  26.08.2016   
.