История. ДГТФ
Новый этап в развитии ростовской табачной фабрики начинается с 1920 года. Асмоловская фабрика была переименована в Донскую государственную табачную фабрику (ДГТФ). Эти годы для ДГТФ, как и для всей страны, оказались весьма непростыми. Революции и войны, прокатившиеся по стране в это время, не могли не отразиться на деятельности предприятия — были разрушены налаженные связи, недостаток сырья сказывался на объеме производства, который снизился на 60% в 1921 году по сравнению с 1916 годом.
Постепенно, по мере изменения экономической ситуации в стране, объём производства ДГТФ возрастал. НЭП способствовала восстановлению деятельности предприятия. В начале 30-х годов на фабрике появились первые автоматические механизмы зарубежного производства. Донские табачники не только освоили новую технику, но и работали над ее усовершенствованием. В 1925 году ДГТФ вырабатывала 6-6,5 млн. папирос в сутки, а в 1926 году объем выпуска табачных изделий составлял уже 22,5 млн., что более чем в 4 раза превысило показатели 1922-1923 гг. В 1927 году был достигнут довоенный уровень выпуска табачных изделий. Ассортимент табачных изделий был изменен, в эти годы выпускались папиросы для рабочих "Шуры-Муры", "Ой-Ой", "Резвушка", "Браво", "Гривенники", для интеллигенции "Шедевр", "Триумф", "Ориент". Были освоены папиросы "Наша Марка".
Велась активная работа не только над совершенствованием производства. Осенью 1930 года был организован театр молодежи ДГТФ. В 1931 году его возглавил Абрам Иосифович Завадский.В 1936 году фабрика выпускала 13 марок сигарет. В тот момент ДГТФ, получившая новое дополнение к названию "имени Розы Люксембург", производила такие сигареты как "Чапаев", "Кремль", "Краевые". По качеству продукция ростовской фабрики занимала первое место в стране.
В годы войны табак и папиросы стали фронтовой продукцией. Производство, столь необходимое фронту, работало, несмотря на голод и бомбежки. Фабрика, возглавляемая в ту пору Михаилом Даниловичем Новохижиным, работала без остановок до 1942 года, когда Ростов захватили фашисты. Потомственный табачник, до прихода на ДГТФ одиннадцать лет жизни отдавший табачному производству, Новохижин и коллектив смогли сохранить фабрику в тяжелые для всей страны годы. Только когда одна из бомб разрушила электроподстанцию, оставив предприятие без света и воды, было принято решение об эвакуации. В тяжелых условиях зимы, без отопления, вдали от Ростова, в городе Омске собиралось оборудование и производился выпуск курительного табака. В этот период были созданы сигареты "Ермак", продолжался выпуск "Нашей Марки".
14 февраля 1943 года войсками Южного фронта Ростов был освобожден. Последствия военных лет — развалины цехов и обгоревшая техника. Начались работы по восстановлению фабрики. К декабрю был практически полностью отстроен первый этаж производственного корпуса. Первая пачка папирос называлась "Победа": Это название символично во многом еще и потому, что в те годы высшее руководство в Москве считало нецелесообразным восстановление асмоловской фабрики, планируя строительство новой в Краснодаре. Огромных усилий стоило руководству ДГТФ и области противостоять этому решению. В 1945 году спор был окончательно решен в пользу восстановления ростовской табачной фабрики. Сложное время ДГТФ удалось пережить благодаря директору фабрики Новохижину и самоотверженному трудовому подвигу Донских табачников. Многие из очевидцев событий того времени отмечают его самоотверженность и заботу о предприятии и коллективе, непререкаемый авторитет среди сотрудников.
В последующие 15 лет на фабрике устанавливается 133 единицы нового технологического оборудования стоимостью 1,1 млн. рублей. Это были поточные машины — гильзовые, папиросонабивные и укладочные, соединенные в единый технологический ряд. В 1964 году в честь первых космических проектов появляются сигареты "Лайка", "Новость", а предприятие устойчиво занимает второе место среди производителей табачной продукции на территории СССР. В 1970 году объем производства ДГТФ составил 20 млрд. штук. В эти годы появляются сигареты с фильтром. На фабрике установлено новое оборудование — машины английского производства "М-8". Начался выпуск сигарет "Ростов" и "Космос".
|