rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

     18120 декабря 2011 года исполнилось 110 лет ростовскому электрическому трамваю. Электрический трамвай в Ростове-на-Дону по своей системе отличался от трамвайных систем в других городах России — это единственная трамвайная система, построенная по европейским стандартам.

     До этого перемещения по городу происходили на существующей с 1887 года предшественнице трамвая — конки. До нее были кареты и омнибусы на конной тяге, но они были слишком громоздки и тяжелы в эксплуатации. В 1886 году два предпринимателя из Воронежа — Андрей Николаевич Горчаков — статский советник инженер и Леонид Петрович Блюммер — кандидат права предложили проект нового общественного транспорта — конной железной дороги, или проще говоря конки.

     Сама идея поставить кареты на рельсы возникла практически сразу после возникновения непосредственно самих железнодорожных путей. Позднее было принято решение о электрификации конки и с 1902 года трамвайное движение в городе Ростове было официально открыто и запущено.

     Ростовский электрический трамвай отправился в свой первый рейс от угла ул. Б. Садовой и пер. Братского до Ростово-Нахичеванской межи (ныне пр. Театральный) 20 декабря 1901 года. Он пришёл на смену конной железной дороге, открытой в 1887 году Бельгийским акционерным обществом. Именно из-за того, что хозяевами конки и трамвая оказались бельгийцы, ширина колеи в городе оказалась европейской, отличающейся от ширины колеи в других городах России. Это сильно помогло городу в последующем, когда на маршрутах стали появляться трамвайные вагоны чехословацкого производства.

     Первый трамвай, выйдя из Богатяновского депо на Большую Садовую улицу, доехал до Братского переулка и развернулся на «треугольнике» у здания редакции газеты «Приазовский край» (дальнейший путь к вокзалу для трамвая ещё не был полностью готов). Затем вагоновожатый призывными звонками стал приглашать пассажиров. И когда салон наполнился горожанами, трамвай сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее двинулся в сторону Таганрогского проспекта. Вот так буднично, без лишнего шума, двадцать вторым по счету городом Российской империи, Ростов-на-Дону вступил в трамвайную эру. Эру, которая продолжается вот уже 110 лет.

     Чуть позже начались работы по электрификации конки и в соседнем городке _ Нахичевани, который ещё в 1890 году был связан с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией. И 22 декабря 1902 года электрический трамвай «въехал» в Нахичевань (города — соседи объединились в 1928 году).

     К началу Первой мировой войны в Ростове и Нахичевани было 40 километров трамвайных путей, по улицам городов — соседей по восьми маршрутам курсировали 86 вагонов. А ежегодные перевозки пассажиров достигли к 1916 году почти 38 миллионов человек. Каждый день пассажирами междугороднего трамвая становились более 100 тысяч человек — каждый второй горожанин.

     С 1913 года в городе, наряду с бельгийскими вагончиками, на линию стали выходить и новейшие трамвайные вагоны отечественного производства (Мытищинского вагоностроительного завода). Им ростовчане дали уважительное прозвище «крейсер» — такие трамваи брали пассажиров вдвое больше в сравнении с «коробочками».

     В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Правда, в последующие годы (1920—1924 гг.) сильно обветшавшее трамвайное хозяйство требовало капитального обновления. Кроме вагоноремонтных мастерских, к работе подключился и переданный трамвайному тресту специализированный завод, получивший имя революционного деятеля В. Р. Воровского. Скромный этот заводик, находившийся на углу улицы Первой Степной и 26-й линии в Нахичевани (ныне на этой территории — авторемонтное предприятие) сыграл важную роль в дальнейшем становлении и развитии трамвайного хозяйства Ростова. Он поставил городу почти сто новых прицепных вагонов, прослуживших сорок лет.

     С 1925 года началось развитие трамвайной сети: за десять лет она выросла вдвое, достигнув 80 километров. Трамвай пришёл на Сельмаш, в Ленгородок, в Рабочий городок, на «Красный Аксай», заметно выросла сеть линий и в центре города.

     В те годы трамвай перестал быть единственным видом городского транспорта. С 1930 года в Ростове началось регулярное движение автобусов (вообще-то первые автобусы вышли на ростовские улицы ещё в 1927 году, но тогда движение было не постоянным). А в 1936 году Ростов — на — Дону стал третьим в стране городом (после Москвы и Киева) с троллейбусным сообщением.

     А мог, между прочим, стать и первым. Ибо ещё в конце 1932 года, когда троллейбусов не было даже в Москве, ростовчане приступили к сборке и испытаниям опытного, «самодельного» троллейбуса, собранного на базе старого автобуса. Самая первая в стране экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью около 700 метров пролегла по улице Первой Степной (ныне — имени Ченцова), между 26-й и 14-й линиями.

     В годы Великой Отечественной движение электротранспорта в Ростове прерывалось дважды (в период между двумя оккупациями, кстати, трамвай и троллейбус в Ростове работали, хотя от линии фронта Ростов отделяло всего лишь 35–40 километров). Вторая оккупация принесла ростовскому трамваю значительные разрушения. И все же спустя всего лишь три с половиной месяца после освобождения, 1 июня 1943 года, в городе вновь раздались трамвайные звонки, а затем восстановили и троллейбус.

     В пятидесятые — восьмидесятые годы, ставшие поистине золотой порой в истории ростовского электротранспорта, трамвай развивался очень интенсивно. Были проложены новые линии на западную и северную окраины города, и в итоге протяжённость путей достигла 120 километров.

     В конце восьмидесятых в городе имелось 17 трамвайных маршрутов, а подвижной состав превышал 300 единиц. В год услугами ростовского электротранспорта (вместе с троллейбусом) пользовалось до 250 миллионов человек.

     Экономический кризис 90-х годов больно ударил по городскому транспорту, в значительной мере финансируемому из обнищавшего муниципального бюджета. Пришлось принимать экстраординарные меры. Часть трамвайных и троллейбусных линий были закрыты или законсервированы «до лучших времён». Была создана единая муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс», объединившая как электрический, так и автобусный транспорт.

     В результате разумной экономической и технической политики удалось в течение трёх лет полностью вывести электротранспорт из кризисной ситуации и приступить к постепенному восстановлению позиций, которые он занимал ранее, являясь главным перевозчиком в городе.

     В настоящее время трамвайное движение в Ростове осуществляется по четырём трамвайным маршрутам. Трамвайные линии сохранились в центральной части города и в Железнодорожном районе (маршрут № 7), где из-за уклонов и кривизны улиц заменить этот вид транспорта очень проблематично.

.