rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове

Основатель армянского абстракционизма

ОСНОВАТЕЛЬ АРМЯНСКОГО АБСТРАКЦИОНИЗМА

     231Сейрана Ованесовича Хатламаджяна называют основателем армянского абстракционизма. Этот художник оставил яркий след в армянской живописи. Он родился 20 апреля 1937 года в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области. С детства увлекался рисованием. Поэтому способного юношу направили учиться в Ростов-на-Дону, в художественное училище имени Грекова, которое он с отличием окончил в 1959 году.

     Высокую оценку творчеству Хатламаджяна дал великий советский и армянский художник Мартирос Сарьян: «В его живописных и графических работах выявляется дар настоящего колориста и рисовальщика. Очень отрадно отметить, что у него не пустые, не поверхностные поиски. Сейран самостоятельно, с точки зрения своих задач, изучает древние памятники армянской архитектуры, живописи, народного творчества. Он умеет найти главное в изображаемом, обобщить и типизировать увиденное. Он ступил на трудный, но единственно правильный путь творческой жизни – не имитирует ни природу, ни историю искусства».

     Хатламаджян поступил в Ереванский художественно-театральный институт в 1959 году, который успешно окончил в 1964 году. В Ереване Сейран Ованесович часто встречался с Сарьяном. Великий мастер опекал молодого художника. Гордился тем, что этот талантливый юноша его земляк. Не секрет, что Сарьян любил общаться со своими земляками. Он старался разговаривать с ними на родном для него диалекте донских армян. Сарьян опекал всех талантливых людей, которые при¬езжали в Армению из Ростова, Нахичевани и донского края. Видимо, поэтому Сейран Ованесович Хатламаджян стал одним из любимых учеников Сарьяна. Вся дальнейшая творческая жизнь Хатламаджяна была связана с Арменией. Полотна Сейрана Ованесовича были высоко оценены творческой общественностью Еревана. К нему с большим уважением относились художники Москвы, Ростова-на-Дону, да и всей России.

     Вскоре Хатламаджян становится лауреатом фестиваля молодежи Армении. А в 1969 году его принимают в Союз художников Армении. Хатламаджян увлекается абстракционизмом. Надо особо отметить, что в советские годы, особенно в 60-е и 70-е, абстракция в искусстве считалась тлетворным влиянием Запада. Советские искусствоведы и партийные работники не любили художников-абстракционистов. Они подвергались гонениям. Но только не в Армении. Надо признать, что в советские годы Армения была особой республикой. С моей точки зрения, она представляла собой оазис инакомыслия и либерализма. Конечно, насколько это было возможно в Советском Союзе. Это действительно так. У меня в Армении живут родственники. Мой дядя, Людвиг Дурян, в те годы был в Армении известным поэтом. На его стихи композиторы писали песни, которые потом звучали по Центральному телевидению Советского Союза. В доме у моего дяди собирались известные писатели, поэты, художники, композиторы того времени. Мне посчастливилось бывать на этих собраниях-застольях. Я слышал их разговоры. Для нас, советских людей из Российской Федерации, их беседы тогда казались даже крамольными или антисоветскими. Например, в Армении люди не боялись ходить в церковь. До сих пор армяне с гордостью говорят о том, что именно у них в республике тайно крестился Владимир Высоцкий. Из- за своей известности великий актер, поэт и бард боялся это сделать в Москве.

     232Такая же ситуация была и с так называемой запрещенной литературой, писателями и художниками-абстракционистами. Конечно, официальные власти в Ереване осуждали абстракционизм, утверждая, что он чужд советскому человеку. А в реальности этим художникам давали возможность творить, их картины с удовольствием покупали зарубежные армяне, или армяне спюрка. Спюрк – это армянская диаспора в мире, которая является одной из самых больших. Армяне живут почти во всех странах мира. Возможно, поэтому Армения в советские годы и была одной из самых либеральных республик Советского Союза. По этой причине Сейран Ованесович и имел счастливую возможность свободно творить.

     Хатламаджян говорил, что его вдохновляет творчество Василия Кандинского и Аршила Горки. Он считал, что природу надо копировать с включенным воображением. Полагал, что только воображение делает людей художниками. Сейран Ованесович утверждал: «Натура помогает нам, но нельзя следовать за ней, с ней надо советоваться».

     Хатламаджян принимал активное участие в общественной, культурной и политической жизни Армении. При его участии были разработаны и приняты символы государственной атрибутики республики. Он участвовал во всех этнографических экспедициях по Армении. При этом не терял связь с малой родиной, часто бывал в Ростове, в Мясниковском районе. Искусствоведы считают, что Хатламаджян оказал большое влияние на становление и творческую деятельность художников Чалтыря, да и всего Мясниковского района.

     Полотна Сейрана Ованесовича Хатламаджяна можно увидеть в лучших музеях мира. Они хранятся и в Музее современного искусства (Ереван), в Национальной галерее Армении (Ереван), в Третьяковской галерее (Москва), в Музее народов Востока (Москва), в музы¬кальном училище имени Гнесиных (Москва), в Музее искусства нонконформизма (Вашингтон). Картины Хатламаджяна находятся также в многочисленных частных коллекциях в Армении, Европе и США. Выставки его работ с успехом проходили во Франции, Дании, Великобритании, Португалии, ФРГ, Венгрии, США, Канаде, Аргентине, Алжире.

     Сейран Ованесович Хатламаджян умер 14 сентября 1994 года. Похоронен в Ереване.

     Как я уже писал, Хатламаджяна в Армении очень уважают и ценят как человека, который воссоздал герб Первой Республики Армения (1918–1920).

     Авторами этого герба являлись архитектор, академик Российской академии художеств Александр Таманян и художник Акоп Коджоян. Хатламаджян сумел детально восстановить этот герб и проводил активную кампанию по его утверждению в качестве государственного герба Армении. Впоследствии, 19 апреля 1992 года, Верховный Совет Армении утвердил герб Армении, взяв за основу вариант герба Первой Республики.

     Так что выходец с Дона Сейран Ованесович Хатламаджян является не только основателем армянского абстракционизма, он еще и воссоздал герб независимой Первой Республики Армения.

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

.