Александра Рейф: «У веселого человека раны быстрее заживают»
Знаменитая артистка Ростовской филармонии Александра Рейф готовит концерт, посвященный творчеству Вертинского, Утесова и Шульженко. Это не надуманная программа. С ними актриса дружила много лет.
Недавно Александре Борисовне исполнилось 82 года. Она старейшая актриса эстрады Дона.
- Отлично выглядите, - не удержался я от комплимента.
Рейф перебивает и шутит с одесским акцентом:
- Мне 18 лет. Как, по-вашему, я должна выглядеть? Секрет прост: я очень счастливый человек, потому что всю жизнь доставляю людям радость, и она сторицей возвращается! Я удивлена, когда со всех сторон слышится: Путин плохой, политика не та, молодежь ужасная... Это говорят люди, не бывавшие на войне, не испытавшие настоящих невзгод.
Родители, одесские артисты, научили меня согреваться юмором. И это особенно пригодилось на фронте. Я попала туда 18-летней девчонкой. Своего репертуара еще не было, и я исполняла жизнерадостные произведения Утесова и Шульженко.
«...И он мне будет рассказывать!»
Леонид Утесов вырос в одном дворе с певицей Валентиной Колосовой - мамой Шуры Рейф. Поэтому с детства Александра Борисовна знает о нем множество баек. И охотно рассказывала их на фронте. Особенно популярной была такая. На гастролях в Одессе к Утесову подошел пожилой еврей. «Дорогой наш! Как мы вас любим, как вся Одесса с вас гордится! А какой у вас замечательный сынок - красивый, талантливый, просто чудо, весь в отца!» «Но у меня нет сына, - объясняет певец, - у меня только дочь, Эдит!..» «Ха, - воздел руки поклонник, - и он мне будет рассказывать!»
С Клавдией Шульженко Александра Борисовна подружилась тоже благодаря Одессе.
- Будущий супруг Клавдии Ивановны четырнадцатилетним подростком работал в кабаре моего папы. Он-то потом и познакомил меня с Клавой.
Нынче так никто не работает
Рейф вспоминает, как Шульженко работала - не жалея ни себя, ни других: тщательно отрабатывала каждый жест, поворот головы, без конца выверяла каждую нотку, пробовала и браковала десятки вариантов произношения. Как человек одаренный, она не боялась критики и любила, когда на репетициях присутствовали друзья.
- Частенько она спрашивала у меня: «Шурочка, не слишком ли я форсирую звук в этом месте?» А спев куплет, интересовалась: «Вот тебе, Александра, близки эти слова?» Нынче так никто не работает. И я хочу напомнить зрителям о том, какие серьезные это были артисты.
С Вертинским Рейф познакомилась позже всех - когда тот приезжал на гастроли в Ростовскую филармонию. Правда, общаться с ним было тяжеловато.
- Он очень своеобразный человек, - вспоминает Александра Борисовна. - Зато как никто понимал женскую натуру и ее стремление к любви и красоте.
Программу Рейф готовила целый год. И настолько напряженно, что попала с инфарктом в больницу. Правда, и там не теряла чувства юмора.
- Просто на фронте я поняла гениальную вещь, - улыбается Рейф, - у веселого человека раны быстрее заживают.
- Наверное, пациентов вы тоже веселили?
- Да ну их! Старушек терпеть не могу! Они же только о своих болячках думают.
Александра Борисовна пародирует своих соседок по палате на одесский манер:
- И «шо вы ходите?» И «шо вы свет не гасите?» И «шо вы там поете?» Словом, я их раздражала, и меня перевели в одноместную палату, где я хулиганила, как хотела.
«Леонидом Осиповичем по фашистским мерзавцам огонь!»
...Концерт состоится 13 мая в филармонии.
- Я обязательно расскажу о том, как артисты эстрады дух народный поднимали. Клавдия Шульженко в блокадном Ленинграде за год дала 500 концертов. В честь Леонида Утесова были названы снаряды, которые стреляли по врагу, и команда была такая: «Леонидом Осиповичем по фашистским мерзавцам огонь!» Всероссийская певица Лидия Русланова вышла на ступеньки поверженного рейхстага и сказала: «Валенки не подшиты, стареньки, а до Берлина дошагали», - и низко поклонилась в пояс бойцам. И каждый раз, когда я выхожу на сцену и гаснет свет в зрительном зале (она на секунду умолкает и вытирает слезы), я говорю: «Рядовая эстрады Александра Рейф вышла на встречу со своими зрителями».
2005-06-07 «АиФ на Дону»
|