rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Тернистая судьба храма

Тернистая судьба храма

44В марте 2009 года исполнилось два года как старейшее здание нашего города, храм бывшего монастыря Сурб-Хач (Святой Крест или Крестовоздвиженский монастырь) в нынешнем Ростове-на-Дону перестал быть Музеем русско-армянской дружбы и передан религиозной общине с интересным названием Местная религиозная организация «Церковь монастыря Сурб-Хач» (Святого Креста) г. Ростова-на-Дону.

Весьма интересна и сама история его появления еще в XVIII веке на донской земле.

Часто говорится, что монастырь основал архиепископ Иосиф Аргутинский. Это не совсем так. Одним из условий для переселения армян из Крыма и не на Дон, а в Приднепровье их предводитель архимандрит Петр Маргосов еще в 1778 г. поставил сооружение на новом месте за счет имперской российской казны нового монастыря Сурб-Хач взамен оставляемого в Крыму одноименного монастыря. Когда же в конце 1789 г. переселенцев направили на Дон, то Иосифу Аргутинскому, прибывшему сюда через год, надо было только следить за возведением храма и зданий, а затем их освящать.

Присоединив к своей епархии религиозные армянские общины Нахичевани и армянских сел, Иосиф Аргутинский задумал перенесенный из Крыма монастырь Сурб-Хач превратить в центр религиозной жизни армян на донской земле. В 1783 году был построен деревянный храм Сурб-Хач. Строительство каменного началось в 1786 году, а закончилось в 1792 году. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта считается русский зодчий Иван Егорович Старов. Точный внешний облик первого храма Сурб-Хач для нас остался неизвестен, потому что в 1862 году он был основательно перестроен. Армянские историки обычно с большим прискорбием отмечают, что в архитектуре нахичеванских церквей «нет ни крупицы армянской архитектуры» и даже сетуют на то, что армянское население «привыкло к классической архитектуре и остаётся весьма равнодушным к армянским суровым архитектурным традициям».

Увидеть Сурб-Хач в виде полноценного монастыря Иосифу Аргутинскому так и не удалось. В монастыре были настоятели, но не было монахов.

Налаживанию нормальной жизни общины в Сурб-Хаче мешал языковой барьер между настоятелями и паствой. Язык крымских армян, потомков древнего города Ани, резко отличается от языка кавказских армян. Не совпадали и некоторые праздники крымских и кавказских армян. После кончины Иосифа Аргутинского Эчмиадзинский католикосат по¬прежнему присылал в Сурб-Хач настоятелей из Закавказья, но они в монастыре без монахов надолго не задерживались, часто сменяя один другого. Только в 1830-м настоятелю Аратюну Аламдаряну, известному армянскому поэту и просветителю, удалось привезти с собой в Сурб-Хач небольшую монашескую братию. Он развил кипучую деятельность по переустройству монастыря в обитель на закавказский лад, чем вызвал непонимание местных армян. По мнению местных армян, деятельность настоятеля нарушала их права и льготы, предоставленные по Екатерининскому Указу. По этой причине или по другим обстоятельствам, но в мае 1834 года Аламдарян был смертельно ранен налетчиками¬грабителями, а закавказские монахи предпочли побыстрее покинуть Сурб-Хач. Скоро такая же участь постигла и другого настоятеля.

И долго еще Сурб-Хач сохранял свое формальное положение монастыря как церковно-хозяйственной организации, но отсутствие монахов и послушников, а также фактическое управление земельными угодьями сельской общиной села Большие Салы не позволяло ему полностью самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами. Эта община на протяжении многих лет обращалась к городским нахичеванским властям с просьбой взять земельные угодья монастыря в свое управление, и только в 1883-м это свершилось. Тогда же, в 1883-м, в Нахичевань-на-Дону была перевезена и монастырская библиотека. С этого времени живописная местность несостоявшегося монастыря превратилась в развлекательный дачный центр нахичеванцев, а храм Сурб-Хач только по традиции продолжал называться монастырем. В самом же храме, не имевшем постоянного прихода, для приезжавших сюда из города дачников проводились торжественные службы настоятелями храма или священниками нахичеванских храмов.

Армянские общественные деятели, особенно советского периода, всегда с удовольствием подчеркивали мысль, что монастырь Сурб-Хач играл роль не культового центра, а только очага культуры и просвещения.

В 1921 году здания бывшего монастыря по распоряжению властей передали отделу народного здравоохранения, в них разместили детский дом. Через некоторое время бывшее монастырское подворье превратили в скотный двор, в котором свободно «разгуливали» лошади, свиньи и прочая живность, нещадно портя и загаживая погребения. В этих условиях редкие богослужения в храме отправлялись до 1931 года, после чего храм принудительно закрыли, превратив его в совхозное зернохранилище.

В середине 1960-х уже предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для возникшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Ростовское областное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры встало тогда на защиту самого древнейшего ростовского здания. Обратились за помощью к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета СССР М. С. Сарьяну. Мартирос Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, откликнулся на просьбу, и ростовские партийные органы не смогли устоять перед его авторитетом. Решение о сносе храма отменили. В здании бывшей церкви было решено создать Музей русско-армянской дружбы как филиал Ростовского областного музея краеведения. Он открыл свои двери для посетителей в ноябре 1972 года.

В постперестроечное время среди армянской общественности города, поддержанной мигрантами из кавказской Армении, началось движение за возвращение здания Музея русско¬армянской дружбы церковной общине. Талант армянской предприимчивости постепенно пробивал все преграды, стоявшие на пути. С начала XXI века в здании Музея русско¬армянской дружбы стали проводиться эпизодические богослужения. В мае 2001-го в Ростове-на-Дону уже была официально зарегистрирована упомянутая в начале статьи религиозная организация. В свидетельстве о регистрации эта организация указала, что ее вероисповеданием является православие, хотя она входит в состав Централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви.

До настоящего времени было известно, что Армянская Апостольская церковь, получившая в России название Армяно-Григорианской церкви, никогда не считалась православной, которая исповедовала монофизитскую религию и которая признавала в Иисусе Христе только божественную ипостась (сущность) и отрицала в нем человеческую ипостась.

С 2002 года в Музее участилось проведение церковных обрядов, а ещё через год на всех законодательных уровнях города был решён вопрос о возвращении Сурб-Хачу культового статуса. Но понадобилось ещё несколько лет, чтобы Музей русско-армянской дружбы 26 марта 2007 года прекратил свою деятельность, а в храме стали регулярно совершаться богослужения в сопровождении музыкального инструмента электрического синтезатора. (В православных храмах музыка не используется, а только пение. Нет в храме и иконостаса, который является отличительной особенностью православных церквей). Пока неизвестно, будет ли в Сурб-Хаче монастырь, но, исходя из названия организации, следует, что он должен быть.

Ну а как обстоит дело с прихожанами Сурб-Хача? Переполненным храм никогда не бывает. Пока не была сооружена по соседству с Сурб-Хачем православная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в нем появлялось русское верующее население, а теперь и его не стало. Так что материальная база храма Сурб-Хач вызывает большие опасения в отношении сохранения в нормальном состоянии выдающегося ростовского памятника истории и архитектуры.

№238-240 от 24 июля 2009 г., НВ.
.