rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Человек - эпоха

Человек - эпоха

1020 августа исполнилось 85 лет со дня рождения академика РАЕН Ю.А. Жданова
Его жизнь вместила невероятно многое. Но и он представляет собой личность незаурядную. Ростом не то чтобы среднего. Чуть, даже ниже среднего по нынешним меркам. Но и по нынешним же меркам он несет в себе гигантский заряд ума, воли, мудрости и… молодого бойцовского задора. И это в 85 лет! Такого "размера" людей уже почти не осталось. Мельчаем…
Мы уговорились с ним о встрече накануне дня рождения. Журналистам часто приходится брать интервью. Привычное дело… А тут волновалась точно девчонка. Не потому что академик. И уж точно, не потому что сын "того" Жданого, зять Сталина.
Подумалось: что было бы, если бы в Ростов не был он "сослан" тогда в 50-е годы, встав на защиту "генетиков", осудив осторожно (но и этого оказалось достаточно) "лысенковщину, по сути лженауку? Куда беднее оказалась бы тогда сегодняшняя ростовская наука. Ведь она вся (вся!) в той или иной мере, так или иначе, произрастает от Жданова. В этой связи ростовская академическая интеллигенция может сказать: "Все мы дети Жданова". А не только собственно его дочь Екатерина, сын Андрей.
Детство… Юрий Андреевич делится самым ранним своим воспоминанием: "Нижний Новгород… Окна в изморози. Я, четырехлетний мальчуган, взобрался на подоконник и, надышав в стекле кружочек, смотрю, как проходит митинг на площади напротив дома. Там мама с папой. Умер Ленин… С тех пор храню завет верности ленинским идеалам".
Сказал, и глаза сверкнули. Попробуй, поспорь! "Мой первый принцип: будь верен памяти, клятвам, которые давал. Это, кстати, способ спастись от многих бед, внутренних терзаний".
Отрочество… Из первых потрясений - книга, которую подарила мама - "Изгнанники земли", фантастическая повесть об иных мирах. Чуть позже купила телескоп. Так пришло ощущение космизма, таких категорий как вечность и бесконечность…
Потом, когда семья уже жила в Саратове, на Соколовой горе, что на окраине города отыскал с мальчишками "чертовы пальцы" - окаменелые останки вымерших животных. Это опустило на землю. "Но ощущение почвы под ногами пришло лишь после того, как всмотрелся в звездное небо", - говорит Юрий Андреевич.
В школе учитель химии Кирюшкин объяснил, что есть в природе еще и атомы, молекулы. То чего также не увидишь невооруженным глазом, но обращенным уже не ввысь, а в сокровенную суть материи.
Юность… Окончив школу поступил в МГУ. Попал в поле зрения академика Несмеянова. Был у него лекционным ассистентом. Война застала студентом. Сдав экстерном выпускные экзамены, пошел служить, как тогда говорили, в Красную армию. Был зачислен инструктором Главного политического управлении РККА. Начальник отдела интеллигентнейший и мудрейший И.С. Брагинский, внушил такую мысль: "Никогда не критикуй чужой национализм. Но старайся сам не быть националистом". Тогда же обратил внимание молодого Жданова, как люди - представители разных народов, узбеки и таджики, к примеру, говорят: "Наш национальный поэт Навои, Хайям...". Почему не сказать - общий, всечеловеческий?
В 50-е годы Ю.А. Жданов защитил первую диссертацию. Стал кандидатом философских наук. Чуть позже - химических. Потом - докторская. Среди тех, кто оказал на него влияние как личность называет В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова. Об отце говорит: "Память о нем храню свято… Он сформировал во мне человека труда и дела. Сейчас о нем много глупости пишут. И вранья. У нас это любят…"
"Я никогда не был бумажной крысой. Много ездил, путешествовал. От бабушки - матери отца Екатерины Павловны Горской - унаследовал любовь к классической музыке. Рано овдовев, в одиночку поднимала она четверых детей. Стирала, готовила, шила… Но в редкие минуты, когда садилась за рояль, становилось понятным какой дар пианистки принесла жертву семье. Кстати, отец ее был ректором Московской духовной академии, дал дочери блестящее образование", - вспоминает Ю.А. Жданов.
В Первую мировую войну отец Юрия Андреевича был мобилизован в Тифлис. Оттуда привез домой любовь к кавказской песне. Знаменитое "Алаверды" пели всей семьей:
"Наш каждый день дарован Богом,
какой бы не был он судьбы,
пусть даже в рубище убогом,
мы каждый день поем "Алаверды!"
Из Мариуполя, где служил позднее привез украинскую песню.
Вообще в доме Ждановых всегда царил дух истинного интернационализма.
К тем, кто заложил его мировоззренческий фундамент Ю.А. Жданов относит и людей, с которыми приходилось встречаться лично на жизненном пути. Но рядом произносит имена философов прошлого - Аристотель, Спиноза, Гегель. Блестящая память и сегодня позволяет ему цитировать их, что называется, "кусками".
Но как часто вспоминают слова самого Ю.А. Жданова - ныне ректора Северо-Кавказского центра высшей школы - о Кавказе, в связи с Кавказом. Эту ему принадлежит крылатая фраза, легшая в название книги: "Кавказ - солнечное сплетение Евразии".
"Кавказ - родина подлинного интернационализма", - утверждает Ю.А. Жданов. Он вспоминает поучительную историю, связанную с жившим в средние века дагестанским князем Адзаром Нарса, во владениях которого жили представители четырех концессий - язычники, мусульмане, иудеи, христиане. Так князь, проявляя уважение ко всем своим подданным в пятницу молился в мечете, в субботу - в синагоги, в воскресенье - в церкви, в иные же дни был язычником. А какой удивительный урок толерантности проявляли древние эллины, кстати, также, жившие на территории современного Дона,
Однако Ю.А. Жданов, в свои 85 лет совсем не похож на человека, который живет одним только прошлым. Напротив, все его мысли, весь научный запал, если не задор, обращены в будущее.
"Знаете над чем я сейчас работаю? Над созданием новой науки - эргология (эрго - труд, логия - учение). Это наука об общественном труде. А то обидно, есть науки о рыбках - ихтиология, о козявках - энтомология, есть вирусология, микробиология… Но нет науки о труде, о том, что сделало человека человеком. Пусть будет побольше "эргов" в человеке, и поменьше невежества - проговорил юбиляр, задиристо блеснув глазами.
А в заключении рассказал анекдот: "У некоего крестьянина скончался отец. Фотографий его не сохранилось и сын попросил художника нарисовать отца по описанию. Когда портрет был готов, бедный, всхлипнув, проговорил: "Папа, как ты изменился".
К чему был рассказан анекдот, я, кажется, поняла. Надеюсь, Юрий Андреевич узнает себя в моем рассказе. Но саму меня угнетает мысль о том, как до невозможного сложно описать жизнь одного человека. Особенно такого размаха и охвата, как Жданов.

Еженедельная электронная версия газеты "Молот" 2004 г.
.