rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ботанический сад: был, есть и будет всегда

Ботанический сад: был, есть и будет всегда

Нашему ботаническому саду 77 лет, и мы привыкли, что он был, есть и будет всегда. Мы гордимся тем, что он входит в число 100 ведущих садов мира, является членом Меж­дународного совета по охране растений и Совета ботанических садов России. Ботаниче­ский сад проводит фундаментальные научные исследования по приоритетным направ­лениям: оценка состояния биологического разнообразия и его сохранение, биологичес­кие ресурсы, рациональное использование растительного мира.

Наш сад — один из крупнейших в стране учебных, ресурсных, информационных и куль­турных центров. Мало кто задумывается, что бо­танический сад — праздник, который с нами всегда: настолько мы привыкли любоваться жёлтыми шарами китайской форзиции, североа­мериканским чёрным орехом, виргинской черё­мухой, сибирской лиственницей на улицах и в парках нашего города. Белоснежно и щедро цветёт жимолость, кокетливо выбрасывает свои зонтики таволга-спирея, розовый боярышник кивает махровыми цветами, и боярышник арнольда с удивительно крупными сочными ягодами давно уже воспринимается как свой, родной, доморощенный, так же как серебристые клёны, можжевельники, туя. А ведь всё это — пришель­цы из разных стран, которые в своё время, выра­жаясь научным языком, интродуцировал ботани­ческий сад для нашей степной зоны. Кстати, и она, родная степь, не забыта. Кропотливая рабо­та по созданию и сохранению на юге России степного заповедника тоже забота ботаническо­го сада. Злаки, разнотравье, кипчак — хотелось бы, чтобы каждая травинка сохранилась как вид на родной земле, чтобы классическое «шумят, шумят степные ковыли» не превратилось со вре­менем просто в литературную метафору. А для этого нужна повседневная кропотливая работа знающих, умеющих и очень любящих свою рабо­ту людей. О трудах и днях ботанического сада интервью с директором Борисом КОЗЛОВСКИМ.

—  Борис Леонидович, вот уже несколько месяцев вы директор ботанического сада. Как вы себя в этом качестве ощущаете? Что уже успели сделать? Какие планы?

На все эти вопросы могу ответить: работы непочатый край — вот самое главное ощущение, и, видимо, на долгие-долгие годы вперёд. И это счастье — планомерно заниматься любимым делом. А оно у меня, дендролога, любимое вот уже 23 года. Какие функции выполняет сад, какое это богатство — лес в городе, никому особенно объяснять не надо. Но то, в каком состоянии он сейчас находится — печально. От­сутствие должного финансирования отбрасывает нас далеко назад по сравнению с подобными ботаническими садами цивилизованных стран. Мы являемся структурным подразделением РГУ и, как все бюджетные организации, испытываем определённые финансовые затруднения. Мы не жалуемся, университет и город финансируют нас не в последнюю очередь, но средств всё-таки катастрофически не хватает. 160 гектаров требуют полного комплекса уходных работ. Это вспашка, кошение травы, санитарные рубки и прочее. А ведь у нас ещё оранжерея, дендрарий, парковая зона. Нужно хотя бы по одному человеку на гектар с соответствующей техникой, инструментарием, зарплатой — такова норма. Сравните: ещё 15 лет назад в дендрарии работало 16 человек, сейчас — 2, в парковом отделе — 14, сейчас — 3. Годится? Более 10 лет уходные работы велись фрагментарно. Можно ли проводить полноценно экскурсии в такой бездорожной чащобе? В итоге страдает и науч­ная работа. А котельная, электросети, водо­провод — вся жилищно-коммунальная инфра­структура? Всё это тоже надо содержать в по­рядке. Спасибо университету за колоссальную помощь, благодаря которой в этом году мы сделали ремонт водовода, котельной, отопле­ния в корпусе. Как только появляются средст­ва — вот он, положительный эффект. В про­шлом году муниципалитет выделил через де­партамент ЖКХ три миллиона рублей на разви­тие питомника ботанического сада, который станет базовым в городе. На эти деньги мы вы­полнили строительные работы, приобрели тех­нику, оплатили труд рабочих, и уже посадоч­ный материал поступает в районы города. Те­перь наши первостепенные задачи — благоус­троить территорию и поднять собственное производство.

У нас будет-таки город-сад?

Не сразу, но лет через 5-6 вполне возможно при условии дальнейшего финансирования. Начало положено, произведена реконструкция питомника, создаётся задел на ближайшие годы. В дальнейшем выращивание и продажа декоративных деревьев, кустарников и цветочных культур в широком ассортименте будут одним из способов зарабатывать самостоятельно. С городом у нас заключён серьёзный договор по озеленению на 10 лет, и это вселяет оптимизм. Определённый доход долж­ны приносить и экскурсионная, и просветительская деятельность, и прикладные научные разработки, которые у нас уже есть, но пока регионом и городом не востребованы. До сих пор этой сфере деятельности не уделялось доста­точного внимания, но сейчас нами разработана программа информационно-просветительской деятельности, которая предусматривает расши­рение экскурсионной работы, организацию вы­ставок и тематических лекций, издание специ­альной литературы.

Так вы можете стать самоокупаемыми, как зарубежные сады такого типа?

Однозначно нет. Не забывайте, что у них наработан многовековой опыт и традиции, со­гласно которым они получают большие деньги за оказание услуг населению.

Какие ещё проблемы?

Возмущает и удивляет варварство отдельных, не таких уж малочисленных граждан, выкапывающих растения, захламляющих территорию, разжигающих костры, устраивающих пикники. В какой-то мере от этого спасёт ограждение, в сооружении которого обещал оказать финансовую помощь комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов области. Семь километров бетонного ограждения с учётом сложности рель­ефа потребует огромных средств.

Да, крест ваш лёгким не назовёшь. Только очень увлечённые люди могут брать на себя такую ношу.

Увлечённые — не то слово. За две тысячи рублей в месяц работать не покладая рук могут только настоящие фанаты. Одна беда: стареет коллектив. Есть студенты, молодые энтузиасты, к науке нашей тяготеющие, но они в основном из малых городов, из сельской мест­ности. На такую зарплату, снимая квартиру, им просто не прожить. Так что проблем очень много. Но живём. И надеемся на лучшее.

19 января 2005г., РО.
.