rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Музей под небом

Содержание материала

МУЗЕЙ ПОД НЕБОМ

   В этом году Ботаническому саду Южного федерального университета исполняется восемьдесят лет. О проблемах и перспективах развития одного из крупнейших садов мира  «Нашему Району»  рассказал его директор Александр Водяник.

   - Александр Рифатович, ни для кого не секрет, что  состояние ботанического сада является плачевным. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

 - Когда я в 2005 году возглавил его, то столкнулся с огромным количеством проблем, не было даже землеустроительной документации. Много лет нам уделяли минимальное внимание, что привело к тому, что ботанический сад стал практически городской клоакой, криминогенным очагом. Усугубляют ситуацию и многочисленные мифы и легенды, которые ходят о нас. Например, что ботансад - это памятник природы. А это совершенно не так, это особо охраняемая территория федерального значения, которая требует серьезных финансовых средств для развития. Памятник природы же в этом не нуждается. Так что сами понимаете, кому-то очень выгодно так позиционировать нашу структуру. Недавно, например, ходили слухи о том, что на нашей территории собираются строить цементный завод. Еще что мы вырубаем свои деревья. Когда мы начали мелиорацию заболоченного участка и в качестве дренажа использовали строительный мусор, который сюда выбросили, то тут  же начался грандиозный скандал. И еще много-много чего…

   - Как вы планируете выходить из этой ситуации?

   - Уже в этом году будет окончательно решен вопрос с охраной. Я ведь, несмотря на то, что являюсь ответственным за ботанический сад, не могу даже запретить на своей территории жечь костры, бросать мусор, выпасать скот. Вернее, можно попросить этого не делать, но предпринять какие-либо действия - наказать, выгнать с территории - не имею законного права.

   До конца года также запланирована  установка ограды, есть проект проходных зон. Будет три официальных входа, несанкционированные  лазейки перекроют.

    Наверное, самой главной перспективой,  ожидающей ботансад, станет проект его комплексного развития, работа над которым уже началась.

    - И что представляет собой этот проект?

  - Разработать эту программу мне поручил ректор ЮФУ, Владислав Захаревич. На этой неделе вышел приказ о создании комплексной рабочей группы, в которую бы вошли специалисты разных профилей (ботаники, дендрологи, ландшафтные архитекторы, педагоги, экономисты, психологи, геологи, гидрогеологии). В этом вопросе Ростов не пионер: ученые ботанического сада Иркутского госуниверситета разработали масштабный проект, который позволит создать туристический комплекс на территории более 100 гектаров. Проект грандиозный, но считаю, что хоть ботансад должен быть комплексом, но ни в коей мере не туристическим. Сейчас на мне большая ответственность - можно удариться в две крайности - уйти в фундаментальную науку или же заняться коммерческой деятельностью. В идеале это необходимо совместить.

  Программа будет направлена на создание некоего образца ботанического сада. Наш потенциал и ресурсное обеспечение позволяют создать его даже на мировом уровне. Программа должна положить начало развитию - это будет пилотный образец, на базе которого в дальнейшем ботансад будет развиваться. В этом году нас, единственных в России, включили в каталог ботанических садов мира, мы с гордостью об этом говорим, но теперь необходимо соответствовать мировому уровню.

   - Как вы считаете, какая у ботанического сада должна быть главная функция?

   - Один из великих отечественных ботаников-ученых Лев Николаевич Андреев давал свое определение. Он говорил, что ботанический сад - это сплав науки и искусства. Руководствуясь этим определение, а также опираясь на мировой опыт, среди основных можно выделить научную, просветительскую, образовательную и культурную функции. Главное, чтобы в работе ботансада они все были реализованы в равной степени.

   Если конкретно говорить о научном направлении, то в ближайшее время нас ожидает ряд преобразований. Помимо развития традиционного направления - изучение растительности нашей степной зоны, ведение Красной Книги - в ближайшее время появится ряд новых. Так, на следующий год запланирована покупка оборудования для микроканального размножения растений - это выращивание растений из клеток. Другое направление - это фитохимия. Сейчас идут разговоры о том, чтобы создать на основе ЮФУ национальный центр по сверхтехническим флюидным технологиям - одна их прорывных технологий во всем мире. Это позволит открывать новые лечебные растения, компоненты и действующие вещества. Россия занимает лидирующие позиции в мире по запасу фитосырья - в ноябре должны получить полевую лабораторию, она будет в первой стране.

   К сожалению, в социальном и культурном плане ботанический сад не играет ту роль, которая ему отведена. По сути, он должен быть эффективным средством гармонизации общества, своеобразным музеем под небом, в котором каждый человек может увидеть, как устроен идеальный природный мир. Только он может удовлетворить эту человеческую потребность.

   - Александр Рифатович,  Ботанический сад ЮФУ является одним из крупнейших в России и мире. По объему коллекций входит в первую пятерку. Что на сегодняшний день можно назвать его визитной карточкой?

   - Раньше таких «визиток» было очень много. От прежней роскоши осталась лишь коллекция  тропических и субтропических растений. Надеюсь, что реализация программы развития позволит восстановить наш розарий. Уникальная коллекция роз, собранная талантливым биологом Алексеем, была известна на мировом уровне. Также утрачены коллекции сирени, ирисов. Все они постепенно будут восстанавливаться. Недавно мы расчистили посадку хвойников. Сейчас идет восстановление плодового сада и дендропарка - своеобразной копии леса. В планах создать еще множество других зон - русский лес, японский сад, водоем, кленовую аллею, через которые пройдет несколько экспедиционных троп.

23 октября 2007г., 7С.
.