rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Кто попадет в "Красную книгу"?

Содержание материала

КТО ПОПАДЕТ В «КРАСНУЮ КНИГУ»?

    В скором времени в Ростовской области будет издана “Красная книга”. Однако уже сейчас можно сказать, что ситуация в популяции животного и растительного мира малоутешительна. К примеру, животный мир нашей области насчитывает свыше 14 тысяч видов. Но, увы, сегодня никто не скажет, сколько видов исчезло.

      - Этот вопрос практически не изучался. Мы знаем только позвоночных и далеко не полностью. Неизвестными для нас остались беспозвоночные. К сожалению, они исчезли, и вряд ли будет установлено, что они вообще обитали в наших краях, - говорит ответственный за раздел зоологии “Красной книги” зав. кафедрой зоологии биолого-почвенного факультета Ростовского госуниверситета, доктор сельскохозяйственных наук профессор В. А. МИНОРАНСКИЙ.

     По мнению профессора, беспозвоночных когда-то насчитывалось около тысячи видов, и сегодня о них можно узнать только по сохранившейся литературе. Разве что степного толстуна, а попросту - кузнечика (именуемого в народе чушкой), “дожившего” до 60-70-х годов, еще помнит старшее поколение жителей степных районов области.

      Под угрозой исчезновения - сайгак. Огромные стада сайгаков под Азовом и Таганрогом мог наблюдать еще Петр I. А вот в начале XX века этот вид стал было исчезать. Некоторое его число сохранилось в Казахстане. Его-то и взяли под жесткую охрану. Эта мера помогла сохранить данный вид, увеличить его численность. Немало сайгаков обитало в Орловском, Зимовниковском и других районах области. В 70-е годы только соседняя с нами Калмыкия насчитывала 800 тысяч голов сайгака. Содержать такое количество было трудно. Ежегодно приходилось отстреливать до 300 тысяч голов. Начиная с 50-х годов (на протяжении тридцати лет), население восточных районов области, Калмыкии налегало на блюда, приготовленные из мяса сайгака. А в 80-90-х г.г. уже сайгаку питаться стало нечем - с пастбищ оттеснили овечьи стада. Свою жестокую роль сыграли и браконьеры, беспощадно его истреблявшие. Подвели сайгака рога. Как выяснилось, они содержат вещества, используемые в тибетской медицине. Рога за валюту и переправляли в Китай. В итоге, если сегодня наберется пять тысяч голов сайгака - хорошо. Такое количество уже - повод, чтобы попасть в “Красную книгу”.

    - Сначала сайгака почти уничтожили, затем восстановили для промышленных целей и вновь начали истреблять, - говорит Виктор Аркадьевич.- А ведь можно было тысяч пятьсот содержать. Он бы и популяцию сохранил, и население кормил.

    При таком отношении, сайгаку грозит участь стеллеровой коровы, известной еще со времен Беренга. В свое время в экспедицию с ним отправился биолог Стеллер. Наблюдая за растительным и животным миром, он на Дальнем Востоке обратил внимание на не совсем обычную корову. И оставил записи в своих дневниках. Весила она больше десяти тонн, питалась исключительно морской капустой, нрава была спокойного, за что и пострадала. Не прошло после  путешествия Стеллера и нескольких десятков лет, как о животном стали забывать. Скелеты стеллеровой коровы на Сахалине или Камчатке морские волны до сих пор выбрасывают на побережье. Ученые считают, что в заливах можно было бы создать фермы, благо водорослей хватает. Перегородить залив бонами и - вот вам животноводческая ферма без всякого вложения капиталов. Все рассчитали, учли. Кроме одного - коровы уже нет. Ее попросту - съели, оставив одно название. И, как бы ни старались генетики, никогда она уже не появится.

   Таких примеров множество. Поэтому и стоит вопрос о сохранении видов флоры и фауны, регулировании их численности. Даже вредителей. Лишь бы не наносили ущерб человеку, продуктам, не переносили болезни... Но и человеку стоит с должным вниманием относиться к природе. Хороший охотник, проникшийся природой (кстати, таких немного), не станет попусту вскидывать двустволку только потому, что - “интересно”... Не станет стрелять и в лебедей. Хотя, как утверждает Виктор Аркадьевич, в больших количествах они могут наносить вред природе. Обычно там, где обитают лебеди, не гнездятся утки, гуси - своим соседством лебеди “давят” на них. Нормальные охотники против того, чтобы брать на мушку птиц-красавиц.

     Сейчас стоит вопрос о том, чтобы запретить весеннюю охоту. В этот период вернувшиеся из теплых краев утки, гуси начинают гнездиться, и если начать по ним “стрельбу”, пострадает потомство. Так что лучше перенести охоту на осень.

  - Мы восстановили численность кабана, лося, оленей...- говорит Виктор Аркадьевич. - Предположим (при соблюдении норм охоты), на сто гектаров леса положено десяток кабанов. Они размножаются. Вместо десяти стало, допустим, пятнадцать. Вот пять штук охотоведческие хозяйства могут либо продать в другое хозяйство, либо дают по лицензиям на отстрел.

      Данный подход относится и к другим лесным и степным обитателям. Только так мы сможем сохранить нашу флору и фауну, чтобы она не исчезла навсегда.

31 мая 2003г., НВ.
.