rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Скандал в Мадриде

СКАНДАЛ В МАДРИДЕ

На состоявшемся недавно в Мадриде Всемирном конгрессе математиков случился казус. На церемонии вручения престижных в математике наград не было одного из ведущих российских математиков. Так что королю Испании Хуану Карлосу ничего не оставалось, как развернуться на 90 градусов и, глядя на фото во весь экран российского ученого - обладателя "золотой" медали Филдса, объявить его имя: Григорий Перельман - Россия.

Сам "виновник" торжества так и не появился на подмостках мадридского конгресс-холла. Организаторы математического форума данный факт преподнесли так, что Перельман - человек особый, непубличный, поэтому не приехал, и заверили всех, что сами поедут к нему и в спокойной обстановке вручат награду. Заинтригованные таким поворотом событий испанские журналисты кинулись выдвигать свои версии: не приехал потому, что не было денег на дорогу. Это звучало неубедительно. Мог и в долг взять, вернул бы - медаль-то с премией. Тогда решили, что Перельман - еврей, а в свое время испанцы преследовали евреев, вот он им до сих пор и не простил... Но и эта версия оказалась слабой. Что же произошло на самом деле?

За разъяснениями мы обратились к единственному из Ростова участнику Всемирного конгресса математиков, кандидату физико-математических наук, профессору, декану факультета математики, механики и компьютерных наук Ростовского госуниверситета Я. М. ЕРУСАЛИМСКОМУ.

- Яков Михайлович, отчего возник ажиотаж? За что Григорию Перельману присудили награду?

- За то, что он доказал гипотезу Пуанкаре, который ее когда-то сформулировал, но сам не доказал. Она лет восемьдесят была недоказанной. Это было интересно сделать, поскольку она имеет отношение к вопросам изучения движения жидкости, газов. В связи с этим один американский институт объявил специальную премию в один миллион долларов тому, кто ее решит. По условиям, премия вручается спустя два года после опубликования результатов доказательства.

Четыре года назад Григорий Перельман объявил, что он доказал гипотезу Пуанкаре, опубликовав доказательства в репринтном, не массовом издании, а также выставил свои результаты на сайте в Интернете. Об этом стало известно в мире. Его стали всюду приглашать, включая Америку. Он читал лекции, делал доклады. Вдруг, параллельно, вышла работа нескольких математиков, в том числе китайцев американского происхождения, которые сделали такую же работу в более общем виде. И они стали настаивать на приоритете. Комитет по присуждению премии никаких суждений не высказывает, молчит. Видимо, Перельман понял, что в комитете считают: с Россией нечего церемониться. Потом скажут, что они ничего не ведают, ни о чем не слышали, и решат либо делить миллион, либо вернут себе обратно. Он не захотел в этом торге участвовать. И не приехал.

- Какова была реакция участников форума?

- Математическое мировое сообщество очень заинтересовалось этой проблемой. Наконец, к разбирательству подключилась пресса. Ежедневные номера мадридской "Дейли ньюс" посвящались исключительно Перельману. На ее страницах пришлось объясняться Джону Моргану, одному из соавторов работы, связанной с доказательствами гипотезы Пуанкаре.

- И какие приводились аргументы?

- По меньшей мере смешные. Например, то, что он с китайским коллегой посвятил доказательству гипотезы 473 страницы, а Перельман всего около 60. На вопрос испанского журналиста: "А доказательство Перельмана было полным?" Последовал ответ: "Да. Я теперь уверен, что на этих 56 страницах содержится полное доказательство". Поинтересовались у председателя комитета по присуждению премий: "Что будет с премией?" Он сказал, что не имеет права говорить об этом, поскольку комитет по этому вопросу еще не заседал, но: "Мое личное мнение, особенно в свете тех пресс-конференций, которые были даны, - эту премию заслужил Перельман".

- Как в целом была представлена на конгрессе Российская математическая школа?

- В основном теми, кто уже давно работает за границей. Среди восьми наград, которые вручались на конгрессе, одну получил Перельман, вторую Окуньков (США). Окуньков окончил МГУ, защитил там кандидатскую диссертацию. Четыре года назад переехал в Штаты. Работает в Принстоне. За какие научные работы он получил награду? За те, что начал и сделал в МГУ. А всего из России на конгресс приехали шестьдесят человек. Я считаю, что для такой страны, как наша, это несравнимо мало. Мы привыкли к тому, что мы бедные, нищие и на такого рода конгресс, а он проходит раз в четыре года, просим у организаторов средства на дорогу. Но мировое сообщество уже поняло, что Россия отнюдь не нищая, у нее большой стабилизационный фонд, так что Международный союз математиков исключил Россию из списка стран, нуждающихся в финансовой поддержке для участия в конгрессе.

- И на какие средства приехали наши математики?

- По-разному. Многие за счет спонсоров. Не все вузы, как наш РГУ, смогли оплатить поездку. Поэтому, на мой взгляд, Россия была представлена слабо. Это дает повод обратить внимание на объединение отечественных математиков для продвижения не только математических задач, но и более прагматичных вещей. Одним из спонсоров конгресса выступило Американское математическое общество. На самом деле это огромный бизнес-проект, целая индустрия, объединяющая всех американских математиков: от ученых до рядовых преподавателей школ. Оно имеет огромный капитал, профессиональных менеджеров. Издает журналы, математическую литературу, ведет банк вакансий, при устройстве на работу дает рекомендации. Кроме этого, ведет коды классификации подразделов математики, которыми пользуется весь мир. По такому же принципу действует Европейское математическое общество, чего нельзя сказать о нашем, существующем по формальному принципу. Более того, за последние годы за рубежом поняли, что с Россией можно поступать как угодно, в том числе воровать наши идеи, наши результаты, ссылаясь на то, что, мол, научных работ ваших не читаем, поскольку языка не знаем, а то, что заимствовали, так сами - гении, вели работу параллельно. Как в случае с Перельманом. Это о многом заставляет задуматься - и прежде всего о том, чтобы поднять престиж нашей математической школы, чтобы нас не только достойно награждали, но и уважали.

20.09.2006г., НВ.
.