rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Над "ливнями" космических лучей

НАД «ЛИВНЯМИ» КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧЕЙ

154Застать их всех вместе можно разве что на спецпрактикуме в лаборатории астрофизики элементарных частиц. У ребят, изучающих физику высоких энергий, обучение мобильное. Лаборатория - совместное учебно-научное подразделение института ядерных исследований РАН и Ростовского госуниверситета. Ее задача – на основе научных исследований готовить кадры молодых специалистов для института ядерных исследований и, в первую очередь, Баксанской нейтринной обсерватории.

- Перспектива заманчивая, но для этого надо много работать, - говорит Аня Лебедева, студентка четвертого курса физфака.

ФИЗИКИ БЕЗ «ЛИРИКИ»...

Аня уже дважды прошла практику в нейтринной обсерватории в Баксане. Сейчас обрабатывает, говоря языком физиков, данные группы мюонов большой кратности высокой энергии, принимаемых детекторами обсерватории. По их характеристике можно определить состав космических лучей.

- Их исследование поможет изучить происходящие во Вселенной процессы, открыть новые физические явления и применить их на практике, - говорит она.

- Исследование космических лучей - это борьба за энергию. При высоких энергиях мир выглядит совершенно иначе, чем при наших низких, и законы им управляют совершенно иные, - объясняет зав. лабораторией Ю. С. Гришкан.

155В дверях появляется выпускник физфака Денис Косенко. На днях он вернулся из Баксанской обсерватории. На полушутливый, но с досадой в голосе вопрос зав. лабораторией Юрия Гришкана: «Что вы сделали для того, чтобы получить тройку по диплому?», Денис честно отвечает: «Сам виноват. Как учился, то и получил».

- Когда учился, говорил, что вот сейчас я работаю, а туда дальше теорию освою, - «жалуется» на Дениса Юрий Самуилович. - «Дальше» не получилось. Хотя Денис довольно способный.

Неспособных здесь нет по определению. А мешает ребятам разве что «человеческий фактор». Если Денис пропускал занятия, чтобы подработать (семейные обстоятельства заставили), то у его однокурсницы Оксаны Гоменюк такой проблемы не возникало. Оксана - стипендиантка нескольких стипендиат, включая стипендию Российской академии наук. Никто не оспаривает эффективность ее научных работ, а вот о нелегком характере Оксаны преподаватели упоминают часто. Вот уж на самом деле, «трудно быть эффективным и непротивным». В БНО диплом Оксаны оценили на «хорошо». С таким результатом на работу в обсерваторию не принимают. Принимают тех, кто защитился на «отлично». «Отлично» получил Денис Гришин. Ему предложили поступить в аспирантуру, но учиться там он не хочет, зато очень хочет Денис Косенко, но из-за «тройки» по диплому его в аспирантуру не берут... Вообще если «накинуть» каждому из ребят по баллу - получится реальная оценка их теоретических и практических знаний, просто требования у научных работников БНО очень высокие (что справедливо).

- Надеемся, что с созданием Южно-Российского национального университета для таких ребят появятся варианты трудоустройства, - говорит Юрий Самуилович, - а сейчас им самим придется искать работу.

«УСКОРИТЕЛЬ ДЛЯ БЕДНЫХ»

Научные руководители Баксанской обсерватории в общем резюме выпускников подчеркнули главный их недостаток - «отсутствие любопытства» и попросили ростовских коллег: студентов с таким «дефектом» желательно не присылать. По мнению Юрия Самуиловича, такого «дефекта» нет у Ани Лебедевой, отсутствует он у третьекурсника Максима Безуглова, других ребят. Когда Ане предложили получить формулу для спектра кратности мюонов, она потратила на это не пятнадцать лет (как создатель одной из установок, принимающих мюоны), а несколько месяцев. А Максим на студенческой научной конференции, представив чисто теоретическую работу, занял третье место.

- Гена Наливайко - троечник патологический, но здорово разбирается в аппаратах и отлично программирует. Прямо не знаю, что с ним делать, - лукаво улыбается Юрий Самуилович.

«Патологический троечник», насупившись, объясняет Алексею Кирсанову, как действует новая разработанная программа для набора спектра импульсов, поступающих от детектора, установленного в лаборатории.

- Сравнивать его с баксанскими нельзя, а знать принципы работы детекторов будущим физикам необходимо, - говорит А. Р. Михелев, инженер лаборатории. - Вплоть до того, что уметь паять детали.

Основная задача ребят - обработка архивной информации широких атмосферных ливней космических лучей. Пока уточняю, что это означает на обычном языке, в лабораторию буквально вбегает «прописавшийся» в БНО Саша Гапоненко. Он, пожалуй, единственный, кто практиковался в обсерватории больше всех.

- Честно говоря, работать там скучно, - признается Александр. - С другой стороны, надо постоянно во все вникать. Я третий год работаю на установке и только сейчас стал понимать терминологию, а Юрий Самуилович давно ее освоил. Он проводит теоретический анализ физики высоких энергий внутри далеко расположенных от нас звезд. И то, чем занимаются в обсерватории, связано с космическими лучами. Как сказал один известный физик: «Космические лучи - это ускоритель для бедных». Те, у кого нет денег, чтобы построить ускорители, регистрируют космические лучи. Делают это и за рубежом.

156Между тем в мире строятся и частично действуют около десяти мощных установок. В БНО установки среднего класса, и в ближайшей перспективе технического развития здесь не предвидится, но предусмотрено (в течение трех лет) увеличение зарплаты научным сотрудникам до 30 тысяч рублей. Уже со следующего года выпускники, принятые на работу в обсерваторию на должность стажера-исследователя, будут получать 10 тысяч рублей. У них есть еще одна возможность - через Институт ядерных исследований РАН устроиться работать за рубежом. При условии, если пройдут все отборочные туры. Такие прецеденты на физфаке есть.      

Саша говорит, что в направлении, в котором работают студенты кафедры, есть возможность добраться до новых открытий в физике высоких энергий. А для себя решил: была бы на кафедре магистратура, он бы продолжил исследования, занялся научной работой. А пока он вместе с другими ребятами снова собирается на практику в обсерваторию. И, как и они, не оставляет надежду на свой «звездный» час...

2 июня 2006 г., НВ.
.