rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Южный Гарвард на Дону?

ЮЖНЫЙ ГАРВАРД НА ДОНУ?

176Ректор ЮФУ В. Г. Захаревич дал пресс-конференцию, на которой ответил на вопросы журналистов, связанные с образованием нового университета.

О НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЮФУ

На вопрос: "В чем смысл создания нового университета?" Владислав Захаревич сказал, что более амбициозного проекта, чем создание Сибирского и Южного федеральных университетов, в России (после Новосибирского академгородка) не было. Суть идеи в том, чтобы в перспективе эти вузы вошли в сотню лучших университетов мира. Пока в этом списке значится лишь МГУ.

Уже в этом году будет разработана концепция развития ЮФУ, в который вошли РГУ, ТРТУ, РГПУ, РААИ.

- Мы пойдем по пути открытости нового университета обществу, - сказал Владислав Захаревич, - начиная от региональной власти и заканчивая работодателями.

ОБ ИЗБРАНИИ РЕКТОРОВ

- Если учащиеся будут выбирать директора школы или классного руководителя, это будет демократия, доведенная до неэффективного управления.

Ректор убежден, что в век высоких технологий, когда количество информации удваивается каждые 3-5 лет, нужна иная реакция на быстро меняющиеся события, а в большинстве случаев она у нас адекватна "реакции людей, живших в XVIII веке". Университеты должны быть более чуткими к происходящим изменениям во многих сферах жизни, "а не только опираться на корпоративные интересы, даже если они сложились много веков назад". Более того, при нынешней выборной системе ректоров у работодателя, принявшего на работу выпускника вуза, не проявляющего компетентность в приобретенной специальности, нет шансов повлиять каким-то образом на политику университета по отношению к обществу.

Политика самого ЮФУ будет строиться с учетом структурных изменений бывших вузов. Они обрели статус институтов, и управлять ими станут руководители, а не ректоры.

О ПРИОРИТЕТАХ

Одним из приоритетов нового вуза Владислав Захаревич считает востребованность студентов работодателями. При нынешней образовательной системе после первого семестра первого курса у студентов практически нет возможности начать набираться опыта по специальности. В лучшем случае вузы предоставляют студентам самим сформировать траекторию своих интересов. Между тем в декларации ЮНЕСКО о высшем профессиональном образовании уточняется, что каждый студент имеет право выбора предмета, курса обучения с целью занять достойное место в обществе, точнее - обрести социальную перспективу: иметь работу, создать и содержать семью. На это и должен быть настроен ЮФУ.

ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

- Помимо утвержденных образовательных стандартов, национальный университет должен иметь право устанавливать свои собственные учебные программы, - подчеркнул Владислав Захаревич.

По своим учебным программам работают Гарвардский и Массачусетский университеты. Там перед окончанием вуза оценивается не перечень изучаемых выпускниками предметов, а технологии обучения, качество знаний. В зарубежных вузах - асинхронное образование: образование, ориентированное на конкретного студента.

- К одному преподавателю на лекции могут записаться два-три студента, а к другому - двести, - пояснил Захаревич. - Отсюда "нагрузка" и, соответственно, зарплата.

У нас такой подход еще не вошел в обиход, но мы и не сильно продвигаемся в том, чтобы дать студентам возможность права выбора. С другой стороны, и студенты разные. Одни довольны тем, что учеба в вузе освобождает от армии, другим - лишь бы диплом был. Но есть и те, кому в жизни очень хочется что-то сделать. Это мотивированные, как говорится, продвинутые студенты, которые стремятся получить качественное образование. В лучших европейских и американских университетах таких большинство. По словам Владислава Захаревича, в передовых университетах самостоятельной работы у студентов в десять раз больше, чем у наших, что дает им возможность нарабатывать навыки принятия решений. Однако во время недавнего опроса в Таганрогском радиотехническом университете большинство студентов высказались против самостоятельного обучения. Если их поддержат студенты ЮФУ, тогда, в плане учебного процесса, у нового университета могут возникнуть проблемы. Впрочем, в решении данного вопроса Захаревич настроен оптимистически:

- Со временем образовательный рынок свои условия студентам продиктует, и мы справимся с этой ситуацией. Тем более что сегодня работодатель гоняется за практическими навыками выпускников, и уже на третьем, четвертом курсах есть студенты, востребованные работодателями. Таких должно быть больше.

О РАЗВИТИИ НАУКИ

Отвечая на вопрос о перспективах развития науки, Владислав Георгиевич сказал, что она будет строиться на стыке исследований в области естественных и прикладных, а также фундаментальных наук, которые успешно развиваются на факультетах РГУ, ТРТУ, в других вузах, вошедших в состав ЮФУ. В этом году новому университету на развитие науки государство выделило 3 млрд. рублей, в последующие два года общая сумма денежных поступлений составит 4 млрд. рублей.

- На сегодняшний день наша задача - разработать концепцию развития университета до 2010 года, - сказал Захаревич. - Если мы достаточно убедительно изложим наши цели в учебном, научном, исследовательском, прикладном направлениях, то 2010 год также будет обеспечен соответствующим финансированием. У ученых нового университета есть немало идей, реализациях которых может быть достойна Нобелевской премии. По отдельности им воплотить их не под силу, а всем вместе это сделать возможно.

Что касается увеличения зарплаты преподавателям, ученым, то, как отметил, ректор, она напрямую будет зависить от тех амбициозных задач, которые они смогут решить:

- Если мы докажем, что это нужны России, миру в целом, тогда правительство будет готово существенно повысить зарплату.

Лишь в этом случае у коллективов ученых, студентов ЮФУ появится возможность в получении приличного гранда для осуществления научных идей, и, соответственно, достойного заработка и стипендий.

19.01.2007г., НВ.
.