rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Бронзовые солдаты Ростова

«Бронзовые солдаты» Ростова

Злоключения стоявшего в центре Таллина «Бронзового солдата»-освободителя вызвали большой шоковый международный резонанс. Верно, ворошить братские могилы и призывать к пересмотру итогов Второй мировой не приходит в голову даже завзятым поборникам «нового мышления». Но беспамятство способно прини­мать и другие, не менее опасные формы.

Бытовой позитив

382Ещё недавно выезжав­шие за рубеж соотечествен­ники, привыкшие к засилью на площадях родных городов монументальных «Лениных» и «Марксов», обожали фото­графироваться на фоне изящ­ных скульптур «Русалочки», «Трубочиста», «Крысолова» и т. п., далёких от классовой борьбы персонажей. Времена поменялись, и сейчас скульп­турные композиции на историко-бытовые темы растут у нас, как грибы после дож­дя. Достаточно назвать «Стро­ителя» в одноимённом сквере, «Горожанина» на пр. Будён­новском, «Цирюльника» на ул. Красноармейской, «Цве­точницу» в парке им. Горького, памятный знак в честь соору­жения первого городского во­допровода.

Забытое старое

Исторической реабилита­ция подверглась императри­ца Елизавета Петровна, па­мятник которой был торже­ственно открыт в Покровском (бывшем Кировском) скве­ре. Вспомнили и незаслужен­но забытого городского голову Андрея Байкова, бюст которо­го установлен в здании горводоканала (видимо, с учётом его заслуг по части создания раз­вития водопровода). На откры­тых недавно мемориальных досках увековечены возвра­щённые из исторического не­бытия имена строителя крепо­сти Св. Димитрия Ростовского Ригельмана, известного в про­шлом предпринимателя и ме­цената Парамонова...

И всё это, безусловно, ра­дует. Но мода на открытие но­вых памятников и мемориаль­ных досок не отменяет необхо­димости заботиться о старых. Иначе на месте одних вырван­ных страниц книги истории появятся другие.

В Ростове насчитывает­ся 106 памятников монумен­тального искусства и воинской славы, 40 из которых находятся на территории предприя­тий (или связаны с ними), а остальные подлежат оформле­нию как муниципальное иму­щество. С 2002 года ведётся их паспортизация, которую пла­нируется завершить в 2009 го­ду. Пусть читатель не ирони­зирует по поводу столь длин­ного срока, процедура эта дей­ствительно кропотливая и не­простая.

Обогнать время

Времена, когда предпри­ятия по звонку из горко­ма в добровольно-принуди­тельном порядке отстёгива­ли взносы на ремонт и стро­ительство памятников воин­ской славы, беспрекословно выделяли на эти цели металл и краску, снимали с рабочих мест сварщиков и маляров, ушли в прошлое.

Плохо это или хорошо, можно спорить. На Западе горкомов никогда и не было, однако и «бесхозяйного иму­щества», в разряд которого у нас попали 29 культурных объектов местного значения, там нет.

Сегодня содержание памят­ников осуществляется за счёт средств, выделяемых район­ным администрациям на благо­устройство и озеленение. Дело опять же не в статьях бюджета, по которым поступают деньги, а в количестве и в качестве ис­пользования последних.

— На всех объектах, — про­звучало на одной из колле­гий администрации ещё в прошлом году, — проводятся уходные и благоустроительные работы, особенно в пери­од подготовки к празднова­нию Дней воинской славы. На эти цели за отчётный период израсходовано более 2 млн ру­блей. Кроме того, выделяются средства на капитальный ре­монт и реставрацию памятни­ков и мемориалов, изготовле­ние проектно-сметной доку­ментации... В 2006-2007 годах выполнены работы по заме-

не мраморных плит на мемо­риале Павшим воинам в скве­ре им. Фрунзе. На эти цели из Фонда муниципального раз­вития выделено 2003,4 тыс. рублей. Проведены конкурсы и выполнен первый этап ра­бот по капитальному ремон­ту мемориального комплекса «Памяти жертв фашизма» в Змиёвской балке...

Своё мнение на этот счёт мы попросили высказать председателя комиссии по увековечиванию памяти по­гибших и умерших участни­ков войны городского сове­та ветеранов Василия Никито­вича Борзенкова и члена сове­та Серафиму Ивановну Волосожар. Их оценки гораздо сдер­жаннее приведённой выше бодрой реляции городского управления культуры.

— После наших многочис­ленных обращений в Змиёвке действительно начались вос­становительные работы, — сказал Борзенков, — приведе­ны в порядок пилоны, часть плит. Но это буквально капля в море. В своё время комплекс включал два зала, где демон­стрировались соответствую­щие документы, оригиналь­ные фотографии. А рядом, на свободной и сейчас террито­рии, планировалось создать музей под открытым небом, где были бы выставлены об­разцы военной техники, уча­ствовавшей в боях за Ростов.

383Но сейчас даже то, что бы­ло, пришло в полный упадок — текущие крыши, сгнившие двери. На стадии разрушения и основная скульптурная ком­позиция, рядом с которой са­мому находиться страшно, не то, что водить туда детей — не­ровен час, с обнажённых арма­турных прутьев отвалится ку­сок бетона. И если вся рекон­струкция будет продолжаться теми же темпами, что и её пер­вый этап, то существует большая вероятность того, что го­род лишится одной из своих главных, известных всему ми­ру святынь.

Хотя Змиёвка ещё может считаться чуть ли ни эталоном заботы — ну хотя бы по срав­нению с состоянием памят­ника освободителям Ростова в Кумженской роще. Похоже, последние годы его хозяином был мародёрский сброд, успев­ший везде, где мог, срезать цветной металл. Остальное доделала непогода, и сегодня многие имена павших воинов невозможно прочитать, а сам памятник держится на чест­ном слове...

Деликатный вопрос — опре­деление подрядчиков на вы­полнение ремонтно-реставрационных работ. Если бы подряд на сооружение ста­туи Давида разыгрывался на торгах, то конкурсант Микеланджело наверняка усту­пил бы какому-нибудь бой­кому ремесленнику, предло­жившему лучшие условия, в частности, меньшую цену. Но нельзя же ставить на одну до­ску требующую художествен­ного вкуса и специальных на­выков работу и строительство какого-нибудь забора.

Пока гром не грянет?

     И всё-таки сдвиги в этой работе налицо, считает предсе­датель Ростовского отделения ВООПИиК Александр Кожин. Хорошо уже то, что о памят­никах вспомнили, начали за­ниматься их ремон­том, в чём сыгра­ла свою роль и тра­гедия «Бронзового солдата» в Таллине. Многие ростовчане восприняли её как вызов им самим и России.

И вот пошли работы на крупных мемориалах города, а на общественные средства ак­тивистов того же ВООПИиКа недавно были заменены об­ветшавшие мемориальные до­ски на домах, где жили или продолжают жить наши зем­ляки, Герои Советского Союза В.М. Дрыгин, П.П. Зонов, И.Ф. Балюк. Восстановлены истёршиеся фамилии на сте­ле в честь воинов-«афганцев», что предстоит, в первую оче­редь, сделать и на других па­мятниках. Ведь главное — это не помпезные архитектурные формы, а имена героев, кото­рые потомки должны знать и помнить...

Следующим шагом, по мне­нию Кожина, должно стать создание механизма, гаранти­рующего качество восстанови­тельных работ через группы авторского надзора, специаль­ные комиссии с участием спе­циалистов и общественности, тех же ветеранов. И конечно, необходимо включать памят­ные места в маршруты патру­лирования ППС, вменить за­боту об охране их от хулиганов и мародёров участковым ми­лиционерам.

19 марта 2008г., РО.
.