rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Митрополит Донской и Новочеркасский Митрофан

Архипастырь в годы гражданской смуты (митрополит Донской и Новочеркасский (1915-1925) Митрофан (Симашкевич))

    22Среди духовенства Донской епархии за все время ее существования было немало выдающихся духовных пастырей и пастыреначальников. В этом ряду особое место занимает митрополит Митрофан (Симашкевич), управлявший епархией в эпоху коренного переустройства всей социальной системы страны, нравственной и духовной жизни большинства населения. В это трудное время владыка Митрофан исповедовал примером своей жизни истинную христианскую любовь, пытаясь примирить враждующих. Оставаясь вместе со своей паствой, гонимый и притесняемый советской властью, владыка Митрофан жил той же жизнью, что и все верующие.

     Митрофан Симашкевич был сыном священника Каменец-Подольской губернии, родился 23 ноября 1845 года. По окончании Подольской духовной семинарии, как лучший воспитанник, он был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Окончив академию, Митрофан Симашкевич 21 сентября 1871 года получил назначение в свою родную Подольскую семинарию преподавателем Священного Писания, а затем, через год, еще и французского языка. В этот период он активно занимался научной и педагогической деятельностью.

    В 1876 году Митрофан Симашкевич защитил диссертацию «Пророчества Наума о Ниневии», представлявшую собой экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума, и был удостоен степени магистра богословия. Одновременно с этим молодой преподаватель занимался историко-краеведческими исследованиями.

    В 1877-1884 годах Митрофан Симашкевич находился на посту ректора Подольской духовной семинарии. Глубокие и всесторонние знания, личный пример христианской жизни создали ему большой авторитет среди воспитанников. Время его ректорства в Подольской семинарии совпало с периодом смуты, терроризма и «революционного брожения» в умах. Пришлось отцу ректору немало потрудиться для искоренения проникавших в среду семинаристов тлетворных современных влияний.

     Указом Св. Синода от 16 октября 1884 года ректор Подольской духовной семинарии протоиерей Митрофан Симашкевич был переведен ректором в Донскую духовную семинарию. Учрежденная 1 октября 1868 года, Донская духовная семинария была молодым учебным заведением, к тому же только что перешедшим в собственное здание, построенное в 1883 году. Здесь требовался руководитель, который мог бы утвердить весь строй жизни семинарии, установить традиции и дисциплину, без которых учебное заведение не может существовать. Протоиерей Митрофан Симашкевич полностью оправдал свое назначение: на этом посту он находился бессменно 21 год, и к концу этого срока почти половина священнослужителей в Донской епархии состояла из его бывших учеников. Авторитет отца ректора в епархии был огромен.

     С первых дней руководства Донской духовной семинарией отец Митрофан показал себя как талантливый организатор и администратор. По его инициативе были устранены все недоделки и капитально отремонтировано здание семинарии (8500 рублей), значительно расширена и улучшена семинарская больница (14000 рублей), устроена канализация (15000). В период ректорства отца Митрофана Симашкевича было кардинально улучшено состояние семинарской библиотеки, открыты классы иконописи и музыки, создан духовой оркестр из воспитанников, введено преподавание древнееврейского языка, истории искусства медицины, переплетного ремесла.

     С целью изыскания средств на приобретение музыкальных инструментов, необходимых материалов для обучения живописи и наем преподавателей отец ректор в 1888 году основал «Иоанно-Богословское общество для вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии» и полностью оплачивал эти расходы за счет поступавших пожертвований. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию учащихся - в семинарии регулярно проводились литературно-музыкальные вечера, которые посещали и жители города. Выступления семинарского хора и оркестра воспитанников пользовались неизменным успехом у слушателей.

   Помимо своих прямых обязанностей протоиерей Митрофан Симашкевич выполнял различные поручения епархиального начальства, был цензором проповедей, занимался широкой общественной деятельностью. Он состоял в Донском комитете Императорского православного миссионерского общества, совете Донского епархиального Аксайско-Богородичного братства, комиссии по устройству епархиальной миссионерской школы, был почетным членом и председателем Иоанно-Богословского общества, председателем совета образцовой школы при семинарии, почетным членом Донского отдела Российского общества покровительства животным, председателем Епархиального миссионерского съезда. За свою многогранную деятельность отец Митрофан имел множество наград, светских и духовных. Указом Св. Синода от 18 марта 1886 года он был награжден золотым наперсным крестом, в 1889 году получил орден Св. Анны III степени, в 1893 году - орден Св. Анны II степени. Следующей его наградой стал орден Св.Владимира IV степени в 1896 году.

   Особое значение в деятельности протоиерея Митрофана Симашкевича имела его работа в качестве члена Комиссии по сооружению Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. Именно отцу Митрофану было доверено избрать сюжеты для настенной живописи и распределить их расположение. В 1903 году он был избран и утвержден пожизненным действительным членом Императорского Православного Палестинского общества.

     Овдовев, отец ректор принял монашество 5 августа 1904 года, а на следующий день возведен в сан архимандрита. 25 ноября 1905 года последовал высочайше утвержденный указ о назначении его епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии.

   Хиротония была совершена в Санкт-Петербурге, в январе 1906 года. В 1907-1914 годах владыка Митрофан управлял Пензенской епархией, откуда 10 января 1915 года он был перемещен на Донскую кафедру и вернулся в ставший родным ему Новочеркасск. В 1912 году владыка Митрофан был возведен в сан архиепископа.

   Тяжелые испытания пришлось пережить владыке в годы гражданской войны. Сразу после занятия красными войсками Новочеркасска, 13 февраля 1918 года, архиепископ Митрофан и его викарий, епископ Аксайский Гермоген (Максимов) были арестованы. Владыка Митрофан был помещен в подвале гауптвахты, в маленькой камере. Сохранились воспоминания об этих его днях одного из очевидцев событий:

     «В камере вместе с атаманом А.М. Назаровым делил заключение епископ Митрофаний. Заглянув в решетчатый «бубновый туз», украшавший дверь камеры, вы неизменно могли видеть одну и ту же картину: монаха, сидящего на нарах и, опираясь на посох свой, наклоненного над маленьким столом. С рук его свисали четки. Эта фигура вся в черном, суровая скромность обстановки со светом, струившимся откуда-то сверху, делали камеру похожей на келию строгого схимника, погруженного в спасительные размышления.

     Толпами ломились к епископу посетительницы. Епископа Митрофания освободили 22 февраля, через несколько дней после расстрела семи генералов во главе с Назаровым. Освободили его ночью. «Чтобы не было соблазна в народе при виде освобожденного», - объясняли нам. Но, тем не менее, освободиться от тревоги никто не мог. И престарелый священнослужитель был в немалом волнении. Однако, уходя, он не забыл благословить нас» («Донская волна», 1918, № 7).

    После освобождения владыка отслужил благодарственный молебен в кафедральном соборе, на который собралось очень много народа. Ко дню Святой Пасхи постановлением от 25 апреля 1918 года патриарх Тихон наградил владыку Митрофана бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В мае 1918 года Новочеркасск был занят казачьими войсками.

   Вскоре состоялся Круг спасения Дона, провозгласивший создание самостоятельного казачьего государства Всевеликое войско Донское, во главе с атаманом П.Н. Красновым. В приказе № 1 от 4(17) мая 1918 года по Всевеликому войску Донскому генерал- майор Краснов, приняв на себя диктаторские полномочия, предписывал, в частности, по духовному ведомству:

     «Архиепископу Донскому Митрофану призвать благословение Господа Сил на все труды наши. Созвать собор духовенства в месячный срок и пригласить на него старообрядческих священников и буддийских гелюнов и выработать закон об устройстве быта духовенства и причта и о безвозмездном исполнении богослужений и треб и о благолепном служении в храмах, независимо от усердия прихожан».

    Гражданская война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и Юга России нуждались в создании местного временного высшего церковного управления. 27 апреля 1919 года в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рождественского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского, князя Е.Н. Трубецкого, графа В.В.Мусина-Пушкина и других деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина. Собрание постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая 1919 года в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

     В Соборе, состоявшемся 19-24 мая в Ставрополе, приняли участие епископы и викарные епископы, клирики и миряне, выбранные от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны. Председателем этого собрания был избран архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич). На Соборе было образовано Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Митрофаном. Впоследствии его почетным председателем был избран митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).

     В январе 1920 года на территории Донской области окончательно установилась советская власть. Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) вверил свою судьбу Божьему Промыслу и затворился в Ефремовском монастыре в Старочеркасске.

   Новые власти сразу же провели обязательную регистрацию всех церковнослужителей, находившихся на территории Черкасского округа, им было предписано в «кратчайший срок» явиться в Новочеркасскую Чрезвычайную комиссию. Владыке Митрофану было приказано жить в Новочеркасске под наблюдением чекистов, однако, под давлением верующих, ему разрешили служить в соборе.

     В 1922 году архиепископ Митрофан (Симашкевич) был возведен в сан митрополита. После образования в Москве обновленческого Высшего церковного управления, в июле 1922 года он был отстранен от управления кафедрой обновленцами. Некоторые исследователи утверждают, что владыка Митрофан сам некоторое время пребывал в расколе, до 1 марта 1924 года, когда вернулся с покаянием и был восстановлен в должности руководителя Донской епархии Патриархом Тихоном.

    С 22 декабря 1925 года митрополит Донской и Новочеркасский Митрофан примкнул к т.н. «григорианскому расколу». В 1926 году в Новочеркасске под его почетным председательством состоялся обновленческий епархиальный съезд духовенства и мирян. 13 ноября 1926 года владыка утвердил к широкому распространению в епархии брошюру «Правда о Временном высшем церковном совете и Нижегородском митрополите Сергии (Страгородском), изданную по результатам съезда. 28 апреля - 13 мая 1927 года владыка Митрофан присутствовал на совещании староцерковников в Донском монастыре в Москве и подписал их послание к верующим страны.

     В этот период владыка был уже глубоким старцем и большую часть времени проводил в уединенной молитве. В редких публичных выступлениях и проповедях он неизменно призывал свою паству к примирению, христианской любви к ближним, терпению и вере. До своей кончины он оставался григорианским епископом на Дону.

    Скончался владыка Митрофан около 1930 года. Он был погребен на городском кладбище Новочеркасска, где более семидесяти лет сохранялась под простым железным крестом его могила.

   Могила владыки Митрофана находилась в стесненном положении, окруженная со всех сторон сравнительно недавними захоронениями. Во избежание утраты памятника и забвения места его расположения по инициативе благочинного приходов Новочеркасского округа протоиерея Олега Добринского и по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона (Долганова) 28 октября 2004 года состоялась эксгумация останков митрополита Митрофана (Симашкевича).

    24 ноября прах владыки Митрофана был перезахоронен в ограде Новочеркасской Михайло-Архангельской церкви. В чине погребения приняли участие все священнослужители Новочеркасского благочиния во главе с архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном (Долгановым). На могиле был установлен памятник черного мрамора.

Источник: С.П. Чибисова. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов-на-Дону, 2006 год.

 

.