ТРОЙКА, ЧЕТВЕРТКА ПЛЮС ПУЛЕМЕТ
Традиции не придумывают - однажды появившись, они создаются, складываются веками. К сожалению, и умирают, состарившись и перестав отвечать духу времени. В большой стране всегда нужны большие скорости. Поэтому история нашего государства была тесно связана с историей её лошадей. Именно в России, именно в погоне за скоростью появилась традиция ездить на «тройках». Гоголь выразился точнее других, связав эту погоню с желанием лететь вперёд, как птица. Прогресс зависел от лошадей и дорог. При Петре I из Москвы в Петербург добирались пять недель. Тройка, сократившая это время втрое, была открыта как летящее транспортное средство при Екатерине Великой. Десятки тысяч упряжек полетели по дорогам России и сделали её просторыманящими. Каждый раз, отправляясь в путь, русский человек чувствовал, что впереди открывается бездна неожиданного. И прославлял эти дороги, звенящие бубенчиками и колокольчиками, в прозе, поэзии, музыке. К середине XIX века Россия обзавелась 7000 тысячами километров шоссейных дорог, а по количеству лошадей на душу населения в 6 раз превзошла самые развитые страны мира.
Но полет тормозили, как ни странно, лошади. Ямщики знали, что тройка хороша спокойным, крепким рысаком посередине. Но найти такого было крайне трудно. Не было в России необходимых пород лошадей. Разводили-то все больше иноземные - английские, немецкие, позже арабские. Хорошие сами по себе лошади, резвые под всадниками, были ненадёжными в компании, не хотели дружно лететь втроём. Потому и вошло в русскую историю грандиозное событие - появление «троечной» породы лошадей. Граф А.Г. Орлов-Чесменский вывел на просторы русского рысака, в его честь названного «орловским». Орловские рысаки отнюдь не стали самыми быстрыми отдельно, зато славились выносливостью, спокойствием, добродушием. Рассказывают, граф ставил на могучую спину лошади стакан с водой и проверял, чтобы при быстрой езде вода не расплескалась. Орлов ввёл и традицию называть лошадей по их характеру: Добрый, Любезный, Свирепый и т. д. Когда он умер в 1808 году, его дело - разведение своих, русских лошадей как чуда природы - превратилось в России в высокое искусство. Николай I объявил троечные бега общенациональным русским развлечением. При нем в 1847 году состоялись и первые спортивные скачки на тройках на московском ипподроме. Скачки живы и по сей день. На том же московском ипподроме я, например, наблюдала скачки на тройках совсем недавно, в 1999 году.
Удивительно, но на донских просторах трёх лошадей в упряжке оказалось маловато. И тогда в начале XX века была придумана связка из четырёх лошадей донской породы. Нам она знакома как тачанка-ростовчанка. Памятник ей стоит при въезде в город, к нему частенько отправляются молодожёны в день свадьбы, и он не символизирует военную машину времён гражданской войны. Это символ наших родных степных просторов. А то, что к тачанке прицепили пулемёт, не русская заслуга. Англичане во времена англо-бурской войны первые придумали строчить из пулемёта на тачанке (всего лишь «двоечке») по саванным степям Южной Африки. В России в гражданскую войну милая, любезная залётная четвёрка тоже сгодилась для этой цели. Ну что ж, тачанка - вина времени или его беда... Но справедливости ради надо сказать, что нигде в России вы не найдёте памятника русской тройке, а в Ростове, пусть даже в таком варианте, он существует.
28 декабря 2001г., «Ростов Официальный».
|