rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Блеск и нищета ростовских переходов

БЛЕСК И НИЩЕТА РОСТОВСКИХ ПЕРЕХОДОВ

01Каждый день оживленные городские магистрали ростовчане преодолевают, спускаясь в подземные переходы. Они уже давно для нас привычны. И трудно себе представить, что меньше, чем полвека назад переходов не было. По этой части Ростов оказался чуть ли не «впереди планеты всей». Донская столица – второй по счету город в стране, где стали строить подземные переходы. Нас опередили только москвичи. В 1961 г. неподалеку от Красной площади появился первый подземный переход. Но ни московские, ни киевские, никакие другие так и не затмили славу переходов ростовских

«У нас, как в кино, - хвалились ростовчане гостям города. – Идешь по подземному переходу, на стенах – сцены военных баталий, сюжеты былых времен».

Стены переходов Ростова не простые. Их изюминка – мозаичные панно. Идея такая родилась не сразу. Первый переход, который построили в Ростове в октябре 1965 г., когда закончилось строительство Ворошиловского моста, был вполне обычным. И нынче он не является достопримечательностью. Но, однако, об этом позже…

Переходы в Ростове строили поточным методом: заканчивали один, к другому приступали. Возведением подземных переходов занимался Мостотряд № 10.

Пик строительства подземных переходов пришелся на семидесятые. Прокладывали главные подземные переходы – на Ворошиловском и Буденновском проспектах, в районе Центрального рынка. К 1981 г. в городе уже насчитывалось 22 перехода. И самые эффектные – те, что Мостотряд № 10 строил. Люди здесь творческие работали. А тон задавал начальник – Георгий Иванович Былло. Мозаичные панно в переходах – его идея. По тем временам дело новое и необычное. Воплощал задумку опытный плиточник Юрий Никитович Лабинцев.

02Сюжеты для мозаичных панно брали из книг, а кое-что позаимствовано из жизни. Однажды Лабинцев работал на отделке дома Шолохова в Вешках. По окончании работ – неожиданный подарок от благодарных хозяев – целая корзина яиц. На ростовском базаре Лабинцев купил курицу. Та ему из подаренных яиц весьма симпатичных цыплят высидела… Потом эти цыплята, а заодно и фрукты с овощами – дары изобильной донской земли – появились на стенах перехода в районе Центрального рынка. Кстати, основное место там уделено шолоховским мотивам.

Под руководством Ю. Лабинцева сюжеты мозаичных панно выкладывали на стенах переходов девушки, выпускницы ремесленного училища: Антонина Черенкова, Валентина Вартанян… В создании ростовских переходов есть частичка и их труда. Выкладывая мозаичные панно на стенах переходов, они создавали гордость Ростова. Правда, об этом не задумывались. Просто хотели, чтобы было красиво.

Тысячи людей прошли мимо мозаичных панно, созданных Лабинцевым и его молодежной бригадой. Шли годы. Кипела городская жизнь – теперь и под землей… Немыми свидетелями жизни Ростова и ростовчан были переходы. Благодаря Юрию Никитовичу Лабинцеву и славному Мостотряду № 10 мозаичные панно переходов уже навсегда вписаны в историю донской столицы, стали одним из ее символов.

03Конечно, украшением Ростова были переходы в центре города. Судя по всему, они в почете и сегодня. Чего нельзя сказать о других подземных переходах Ростова. Пройдитесь, убедитесь сами. Режут нос запахи подземного перехода у Ворошиловского моста. Рабочий люд там справлял нужду, а вездесущие «графферы» разрисовали стены. Стихийные бедствия в виде наводнений преследовали переход на Кировском. Подземный переход, ведущий от главного корпуса университета на Садовой, был примечателен такими особенностями. Во-первых, перейдя с его помощью главную улицу, выходишь прямиком к памятнику Ломоносову (что очень символично: основатель первого российского университета – МГУ – напротив главного корпуса РГУ). Ну, и другая особенность. В этом переходе также всю жизнь витали резкие запахи, и темень стояла непроглядная.

Мы задались вопросом: «Кто же, собственно, отвечает за состояние подземных переходов города?». Первым делом позвонили в мэрию. Там направили в организацию, начальника которой пришлось вызванивать несколько дней кряду, пока тот не сказал, что переходы «не в их компетенции». В Комитете по градостроительству и архитектуре сообщили в принципе известное: ежедневной эксплуатацией подземных переходов занимаются районные структуры ЖКХ. Человека, который бы доходчиво рассказал о том, что ждет подземные переходы Ростова, среди чиновников мэрии мы так и не отыскали…

04Наверное, самое печальное: в ближайшем времени чудес, подобных мозаичным панно Лабинцева, в Ростове не предвидится. После 1985 г. в городе не построено ни одного перехода. Многое из того, что планировалось, так и осталось на бумаге и в мыслях энтузиастов. Места, где должны были возникнуть новые переходы, известны: на Ворошиловском – у часового завода на пересечении проспекта с улицей Красноармейской, у Центральной городской больницы (ЦГБ), на Буденновском и пересечении с улицей Красноармейской и у Комсомольской площади. Кроме того, были задуманы переходы на площади Дружинников и у часового завода, а также у старого автовокзала, на проспекте Шолохова.

Нищета эпохи перестройки, когда на возведение переходов средств не хватало, нынче сменилась безразличием. Как заметил Ю.Н. Лабинцев, «никому неинтересно заниматься переходами, да и специалистов не осталось». А сам он признался, что с радостью создал бы еще один переход с мозаиками – родному городу. Его приглашали в Москву – делать мозаичные панно. Не поехал. Единственная командировка, от которой он не отказался, - в Волгодонск. В этом молодом городе нашей области есть один переход с мозаиками. А ростовские подземные переходы, кажется, превратились в очередную мечту.Мечтали ведь когда-то ростовчане о том, что в городе метро пустят. Не сбылось. В этот раз сбудется?..

26 июня 2003г., «Наше Время».
.