rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Вечерний Ростов, день 1-й

«ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ», ДЕНЬ 1-й

39У писателя Виталия Семина есть роман «Женя и Валентина», главный герой которого - журналист. Редакционный коллектив, в котором он работает, - это большая и дружная семья, где нет равнодушных. Автор изобразил в романе коллектив «Вечер­него Ростова», в котором он работал с первых дней существо­вания газеты, делил с ним и первые скупые радости, и горечь неудач, присущие новому изданию...

Правда, если читать роман внимательно, можно уловить одну «накладку»: описываемые события происходят в предвоенные годы, а «Вечерний Ростов» начал издаваться в июле 1958-го. Но даже проницательный критик не сразу это поймет...

Редакционный коллектив «Ве­черки» начал складываться еще в мае 1958 года - за два месяца до выхода первого номера газе­ты. Поначалу редакции отвели комнату в тогдашнем здании гор­исполкома на Буденновском про­спекте. Даже не комнату, а боль­шой стол (правда, с телефоном), за которым начинали «творить» два первых сотрудника - редак­тор и ответственный секретарь.

«Вечерке» повезло с самого на­чала прежде всего потому, что возглавил ее Виктор Яковлевич Попов. Его называли «журналис­том от Бога». Потомственный ка­зак из Милютинской станицы, он пареньком строил Ростсельмаш, был землекопом, потом учеником фрезеровщика (в одной бригаде с будущим поэтом и драматур­гом Анатолием Софроновым), учился на рабфаке, редактировал до войны заводскую газету «Ста­линец», прошел фронт, после вой­ны работал собственным коррес­пондентом ТАСС по Северному Кавказу... Он хорошо разбирался в людях, умел не только «подавать идеи», но и сам отлично владел пером. А самое главное - пони­мал, что доверенная ему газета не может копировать уже имев­шиеся на Дону. Само название - «вечерняя» - значило, что она должна стать собеседником для горожан, не уподобляться «офи­циозам».

С первых же номеров подобная линия начала вызывать откровен­ное противодействие со стороны городских чиновников. Попова да­же пытались обвинить в том, что он противопоставляет газету гор­кому партии и горисполкому (хотя их официальным органом она не являлась!). Попросту говоря, чинов­ники и «партократы» хотели по­ставить себя вне критики. Забе­гая вперед, скажу, что полтора года спустя от выговора Попов ушел, но инфаркт себе схлопотал...

Попов подбирал себе «команду» из таких же неравнодушных жур­налистов. Заместителем редакто­ра был назначен капитан первого ранга запаса Евгений Сергеевич Саблин - военный журналист, ре­дактировавший в годы войны га­зету Северного флота. Из ново­черкасской газеты пригласили Юрия Евдокимова, из Аксая - Сергея Русанова, из областной молодежной газеты - Виктора Лукова, из «Ростсельмашевца» - Ге­оргия Яковлева и Владимира Ошерова. Отдел писем и массовой работы возглавила Екатерина Клепова, многие годы трудившаяся в «Уральском рабочем». Из Ростиздата пришел Иван Ненахов. Быст­ро и хорошо нашли себя в кол­лективе вчерашние студенты уни­верситета и пединститута Алла Балацкая, Инна Рыбина, Наташа Педашенко, Валя Тихомирова, Юра Пелевин. Художником стал демо­билизованный офицер-дальневос­точник Герман Лифоров. Пришли еще в редакцию краевед-природолюб Владимир Дубровин и куп­летист-эстрадник, автор популяр­ных в городе музыкальных фель­етонов Василий Креслов. Все они и стали ядром будущего коллек­тива «Вечерки».

Не обошлось, правда, и без «мотыльков», всех уже не помню: они приходили и вскоре бесслед­но исчезали, - не были приуче­ны к ежедневной кропотливой работе...

Первый номер «Вечерки» вышел 15 июля 1958 года. Но за несколь­ко дней до этого появился проб­ный, «нулевой» номер, отпечатан­ный на правах макета тиражом в 150 экземпляров. Его разослали в трудовые коллективы.

Подписка не объявлялась: пер­вые два года «Вечерка» прода­валась в газетных киосках, раз­носчики торговали ею на улицах (рекламируя заодно наиболее интересные материалы). Понача­лу тираж газеты не превышал 10 тысяч экземпляров, позже достиг 70 - 80 тысяч (это уже когда объявили подписку).

Передо мной - «нулевой» но­мер газеты, который потом (с не­большими изменениями) стал первым. Он открывается фотогра­фией вечернего города и стиха­ми Вениамина Жака. Вот как оно заканчивается:

...Вечерний Ростов,

удивительный город

Учебы и творчества,

и любви.

И голос Москвы, поездов

эстафета,

И гул океанских бессонных цехов —

Пусть в строчку войдут

на страницах газеты

И назовутся -

вечерний Ростов!

Кроме стихов В. Жака, на пер­вой странице - репортаж с Ростсельмаша «Комбайны уходят в поле». Завод отгружал тогда пер­вые партии самоходных комбай­нов - восемьдесят машин в сут­ки. Несколько месяцев спустя, когда, темпы выпуска комбайнов неизмеримо возрастут, на заводе появится рабкоровский пост «Ве­чернего Ростова» и даже будет издаваться листовка «Вечерний Ростов» на реконструкции Ростсельмаша».

О чем еще рассказывала «Ве­черка» в первом номере?

Архитекторы «Донпроекта» раз­работали проект нового пригород­ного вокзала - его намечается ввести в эксплуатацию к 42-й го­довщине Октября... Сооружаются первые павильоны для пассажи­ров, ожидающих автобусы, - за это взялись рабочие судоверфи, подшипникового и гипсового за­водов... Тридцать тысяч квадрат­ных метров жилья будет построе­но в Сталинском (ныне - Перво­майском) районе индивидуальным способом, уже заложено более ста домов... Городское управление торговли организовало продажу молока из цистерн на улицах... Ростовский холодильник расширя­ет цеха по выпуску мороженого, строится завод искусственного льда... Топливный трест наладил продажу дров с доставкой на дом... Главный архитектор Росто­ва Я.А. Ребайн рассказывает о перспективах развития городского хозяйства, о сооружении новых трамвайных и троллейбусных ли­ний... Главный инженер химичес­кого завода имени Октябрьской революции И. Гончарова расска­зывает о новой продукции, вы­пускаемой для ростовчан... Сооб­щается о взысканиях, которые на­ложены на нерадивых хозяйствен­ников, нарушающих правила тор­говли овощами... О гастролях в Ростове Запорожского театра име­ни Щорса... Об успехе ростовских теннисистов на всероссийских со­ревнованиях в Калининграде, о состязаниях коротковолновиков ДОСААФ... Это - далеко не все, о чем сообщала газета.

В ту пору начинало разверты­ваться коллективное и индивиду­альное садоводство. О буднях садоводов-ростсельмашевцев рас­сказывал в первом номере Вита­лий Семин. Писатель Михаил Со­колов публиковал главу из новой книги историко-революционного романа «Искры», над которым ра­ботал. Нашлось место и для по­следних телеграмм из-за рубежа, и для коротких сообщений ТАСС о событиях в стране, и для руб­рики «В мире науки и техники», и для хроники происшествий. Своеобразен был отдел рекламы. Кроме извещений о репертуаре театров и новых кинофильмах, выходящих на экраны, подавляющее место занимают объявления со словом: «Требуются». Нужны рабочие Ростсельмашу, заводу имени Калинина, винзаводу...

Пожалуй, больше всего уделя­ла внимания «Вечерка» строите­лям. Один из многоэтажных до­мов на проспекте Ленина строи­тели обязались возвести за 30 дней, и газета взяла над ними шефство: в каждом номере пуб­ликовала свежую фотографию и писала о ходе строительства.

Свое обязательство строители сдержали: возвели дом за 28 дней.

С первых же дней вокруг ре­дакции начал складываться раб­коровский актив. В конце 1958 года редакция ежедневно получа­ла в среднем 20-30 писем сво­их читателей. Многие сами при­ходили в редакцию, чтобы по­делиться будничными заботами, подсказывали темы, с которыми следовало бы выступить газете. Доверительные отношения сложи­лись у нас со знатным строгаль­щиком Ростсельмаша Петром Кондратьевичем Колесниковым (он был частым гостем редакции), с главным архитектором города Яном Андреевичем Ребайном, с Героем Советского Союза Диной Андреевной Никулиной (она воз­главляла тогда контрольную пар­тийную комиссию), с генералами Сергеем Ильичом Горшковым и Дмитрием Ивановичем Рябышевым, с народным артистом СССР А.А. Никитиным, с художниками, композиторами, писателями. На страницах «Вечернего Ростова» выступали Маршал Советского Союза С.М. Буденный и Вера Панова (редактор был знаком с нею еще по работе в ростсельмашевской газете), поэт Николай Доризо, писатели Борис Изюмский, Г.Ф. Шолохов-Синявский, И.Д. Василенко, Михаил Никулин, фельетонист Сергей Званцев...

В ту пору у «Вечерки» завяза­лись дружеские взаимоотношения с зарубежными газетами «Вечер­няя Прага», «Жиче Варшавы», «Работническо дело» (Болгария), «Нойес Дойчланд» (ГДР). Мы об­менивались с ними своими мате­риалами.

Не все было у нас гладко. Од­нажды газета рассказала о зна­менитом на Дону Порфирии Ива­нове, его методах оздоровления организма. Сразу же последовал осуждающий окрик из отдела про­паганды обкома партии, и редак­ция поспешила признать ошибку. Как потом оказалось, зря...

Инициатива у редактора била через край. Задолго до пресло­вутой кампании за трезвый об­раз жизни на страницах «Вечер­ки» вдруг появилась рубрика «Они побывали в вытрезвителе», печа­тавшаяся каждый день. В ней назывались имена «перепивших» ростовчан. Не считаясь ни с дол­жностями, ни с чинами, газета называла иной раз фамилии даже высокопоставленных лиц. Кто-то сверху «приструнил» все-таки ре­дактора. И, наверное, зря...

Был у «Вечернего Ростова» не­зыблемый принцип - оператив­ность. Сообщение о полете Юрия Гагарина было передано по ра­дио в полдень, а уже вечером вышел специальный выпуск «Ве­чернего Ростова» с портретом первого космонавта. Из номера в номер газета вела рубрику «Се­годня утром...». Рецензии на те­атральные премьеры, отчеты о футбольных матчах появлялись уже на следующий день. Когда приезжали в Ростов зарубежные делегации, то интервью с их ру­ководителями тоже публиковались уже на следующий день и непре­менно с автографами-пожелания­ми ростовчанам.

Редакция находилась в самом центре города - улица Энгельса, 92. И утром, и днем, и вечером к нам шли люди. Сотрудники ее не знали, что такое восьмичасо­вой рабочий день. Порой заси­живались до полуночи, работали, случалось, и в воскресенье (газе­та выходила шесть раз в неде­лю).

Больше всего у нас было гос­тей в конце субботнего дня. Они приходили в редакцию на твор­ческие встречи. Это потом уже областная газета «Молот» перей­мет у нас замысел проводить «четверги»...

Вышло так, что к весне 1962 года коллектив редакции почти полностью обновился. Ушел из редакции по болезни В.Я. Попов. Оставил работу Виталий Семин  - издавались одна за другой его книги, ему все труднее было со­вмещать писательскую работу с газетной «текучкой». На работу в «Правду» перешел Георгий Яков­лев, в журнал «Дон» - Иван Ненахов, на преподавательскую ра­боту в университет - Наташа Педашенко. Собрался в кругосвет­ное путешествие на «Витязе» Вла­димир Дубровин. А Германа Лифорова пригласили на должность главного художника Тюмени. По­кинул редакцию той весной и я: стал главным инженером изда­тельства и типографии «Молот» - в тайной надежде закончить ра­боту над диссертацией по техно­логии полиграфического произ­водства (впрочем, до защиты дело так и не дошло)...

Отрадно, что добрые традиции, заложенные в конце 50-х годов, не канули в Лету. Газета сейчас уверенно встала на ноги, завоевы­вает все новых подписчиков, при­ходит к ним в дом по вечерам «к вечернему чаю» - как друг и советчик.

Жить ей долго - и никогда не терять своей боевитости!

Владимир МОЛОЖАВЕНКО.
Ответственный секретарь «Вечернего Ростова» в 1958-
         1962 годах, член Союза писателей России.
15 июля 1998г., ВР.
.