АТМОСФЕРА ВЗАИМНОСТИ
«Комсомолец» образца 60-х - это, прежде всего, атмосфера. Атмосфера всеобщей поддержки и заинтересованности. Была, конечно, и борьба. Борьба за место на полосе. Но это была борьба без «локтей», а исключительно за качество, проблемность и интересность.
День обычно начинался с того, что автора «гвоздевого» материала, а такие были почти в каждом номере, обязательно публично обсуждали, несмотря на лица... И этот товарищеский разговор всегда был строже и взыскательнее, чем регулярные обзоры «дежурных» критиков. Думаю, что именно эта атмосфера во многом обусловила рождение журналистов высокого класса: Галина и Александр Щербаковы, Нелли Егорова, Юрий Казаров, Виктор Степаненко, Александр Яковенко, Светлана Герасимова, Владимир Бут, Эдуард Барсуков, Юлия Тютина, Валерий Елагин, Виталий Татаренко, Виталий Нестеренко, Елена и Вячеслав Смирновы, Евгений Фадеев, Сергей Соловьев, Эдуард Литвинов. Наши редакторы Борис Яковлев, Анатолий Царев. И, конечно, многие другие. Все это имена не только в донской журналистике! Я имел счастливую возможность на протяжении многих лет общаться с ними ежедневно, заряжаться их энергией, учился у них, разделял их убеждения.
Для «Комсомольца» тех лет характерным и оправданным было понятие «кузница кадров». Именно из редакции нашей газеты 60-х годов многие ушли в центральные органы печати, стали собкорами «Комсомолки», «Правды», «Труда» и т. д. Многие были приглашены на работу в кинематограф, на радио и телевидение. Как это произошло и со мной. Время моей «жизни» в «Комсомольце» - это обретение журналистского мастерства, за что я бесконечно благодарен дорогой для меня газете.
В «Комсомольце» я подружился со многими журналистами предыдущих комсомольских поколений, что по сей день дает мне пищу для размышлений и творчества.
В газету я пришел на должность завхоза. Других вакансий не было, я и согласился. В первый же день моей новой работы ко мне подошел плотный, симпатичный человек с седыми, коротко подстриженными усами.
- Теперь вы отвечаете за редакционное хозяйство? Прошу выдать мне пачку бумаги и копирку.
Это был Константин Иванович Прийма, бывший редактор «Большевистской смены», журналист, писатель, исследователь. Мы разговорились, и я узнал, что Константин Иванович пишет книгу о Михаила Александровиче Шолохове. Короче говоря, на протяжении ряда лет эта книга «Тихий Дон» сражается» была опубликована на страницах нашей газеты. Константин Иванович рассказывал о том, как он долгие годы собирал по крупицам материал, какую картотеку редких и очень важных материалов составил...
Завхозом мне «удалось» проработать считанные дни, вскоре я был переведен «литрабом» в отдел пропаганды. Работая в отделе, я регулярно, когда Константин Иванович приносил в редакцию новую главу книги, подолгу с ним разговаривал и расспрашивал его о Шолохове. Он охотно и подробно рассказывал. Думаю, что именно он зародил во мне интерес к творчеству Шолохова, что вылилось в несколько документальных фильмов, сценариев, пьесу. По сути дела исследования доктора филологических наук К. И. Приймы - это настоящий гражданский, журналистский и писательский подвиг.
Смыслом своей жизни сделал публицистическую журналистику еще один наш коллега из старшей формации «Комсомольца» - незабвенный Анатолий Захарович Иващенко, с которым мне тоже довелось общаться.
- Где бы я ни «пахал», - говорил он, - я всегда остаюсь донским хлопцем...
Всю жизнь «Захарыч» собирал и публиковал материалы о самых урожайных сортах пшеницы, о самых урожайных полях. В результате - сотни публикаций в «Комсомолке», «Известиях», острые «круглые столы» на ЦТ.
Худощавый, подтянутый, открытый для общения, он всегда говорил очень напористо, убедительно:
- Если во времена Екатерины в Петербурге, на грядках садовник Эклебен умудрялся выращивать огромные урожаи, так чего же блукаем в голодных потемках? Надо искать не мифические панацеи, а тщательно изучать опыт России. Изучать, а не строгать никому ненужные диссертации.
Он не учил писать, но, прочитав материал, мягко говорил:
- Попробуй-ка, старик, это место изложить вот так...
Позже, когда мы встретились у киноэкрана, эта его мягкая манера действовала безотказно. Думаю, что многое в «Комсомольце» 60-х было не только от нашего максимализма и энтузиазма, но и от присутствия тех, кто постиг тайны волшебства и силы слова.
Очень хотелось назвать всех, с кем мне довелось пройти путь от завхоза до ответственного секретаря, но мысленно представляю себе очередь желающих высказаться и ставлю точку, оказав:
- Поздравляю, ребята! Вы и в юбилейном возрасте - молоды!
Роман РОЗЕНБЛИТ, ностальгирующий ветеран
«Комсомольца» образца 62-69 гг., заслуженный
работник культуры РФ, академик Академии
кинематографических искусств и наук России,
почетный кинематографист России, кинорежиссер
21 марта 2006г., НВ.
|