Ростов - город
Ростов - Дон !
ОДНА ЛЕКЦИЯ В СЕРЕДИНЕ тридцатых годов, когда я учился в Ростовском пединституте, в нем преподавало много крупных ученых — математик Мордухай - Болтовской, ботаник Керенский, физиолог Бирюков, филолог Сретенский, философ Татулов. Всех не перечислить, Но особое место занимал Пистрак. И вот почему. Он единственный из всех профессоров прошел суровую школу революционной борьбы, в которую вступил еще в юношеские годы. А в 1924 году стал членом РКП(б), связав всю свою дальнейшую жизнь с Коммунистической партией. Среди рекомендовавших его в партию — Ф. Э. Дзержинский, Н. К. Крупская, А. А. Сольц, с которыми он был тесно связан по работе. И еще одна примечательная деталь. Пистрак был профессором математики, архитектуры и педагогики. Но с течением времени предпочтение отдал педагогике, посвятив ей более четверти века. В первое советское десятилетие специалистов этого дела можно было пересчитать по пальцам. В то время, когда на всю страну было всего четыре доктора педагогических наук, двое из них были коммунистами — Крупская и Пистрак. Первый учебник педагогики для пединститутов написал Пистрак. Написал в Ростове. Я занимался по этому учебнику, к нему мы относились с особым почтением, ведь он был детищем человека, которого мы знали, лекции которого довелось слушать. Правда, профессор вел курс на педфаке, но студенты всех факультетов были наслышаны о необычайной его способности завораживать аудиторию, мастерском владении им ораторским искусством. Порой случалось, что у нас на литфаке образовывалось «окно» и кто-либо из преподавателей занимал это время. Однажды по такому поводу к нам, литераторам, пришел профессор математики Лейферт. Конечно, не о математике он вел с нами разговор. Но много интересного узнали тогда мы от него. Вот так и Моисей Михайлович Пистрак пришел к нам в огромную аудиторию, где собрались литераторы и историки. Пришел неожиданно, чтобы заменить заболевшего лектора. Все мы были возбуждены до крайности. Ведь нам предстояла встреча с интересной личностью! Два часа, что Пистрак беседовал с нами, пролетели незаметно. Ученый рассказывал о гуманизме. К лекции, он, естественно, не готовился, замещать ему пришлось случайно, и он импровизировал. Но что это была за импровизация?! Вначале отчетливо он произнес не раз уже слышанное слово «гуманизм». Затем мелом на доске написал его по-латыни. Объяснил, что оно означает. Небольшая пауза — и лектора уже не узнать. С каким-то особым подъемом, я бы даже сказал, азартом, он стоял у кафедры и говорил, говорил. А мы, затаив дыхание, буквально не шевелясь, слушали увлеченный рассказ профессора о зарождении гуманизма, его истоках, развитии, наиболее ярких представителях в разное время и в разных странах. Какой необыкновенный мир предстал перед нами! Какие яркие личности завладели воображением! Как много нового мы узнали! Более полувека прошло с тех пор, но лекция о гуманизме врезалась в память и не забывается всю жизнь. Всего одна лекция. Но прочитанная знатоком, глубоко владеющим материалом и умеющим донести его до слушателей, способна сыграть заметную роль в познании мира, в овладении знаниями, значение которых трудно переоценить. Пистрак был разносторонне одаренным человеком. Он не только мастерски владел устным сливом. Он и писал превосходно. Активно сотрудничал в детской прессе Ростова — в газете «Ленинские внучата» и журнале «Костер», а также в юношеских изданиях. Он был неутомим, работал очень много. Помню, как на различных заседаниях, сидя в президиуме, он ухитрялся и слушать оратора, и писать деловые письма, порою до десятка за вечер. Он не терял ни минуты зря. Помню его ласковую улыбку, его приветливость, уважительное отношение к человеку. И студентов учил этому. И сам показывал пример — у него слово не расходилось с делом. Он жил рядом с пединститутом. Дома у него стоял токарный станок по дереву. Утомленный научными занятиями, он находил отдых в физическом труде, которому отдавался так же вдохновенно, как и любимой науке. Пистрак любил своих учеников, всю душу вкладывал в их воспитание, стремясь развить их способности, сделать настоящими людьми. И это ему удавалось, потому что сам был незаурядной личностью. Он был очень добрым человеком, но в то же время требовательным, принципиальным. Общение сним приносило радость. Простой, доступный, в любое время готовый выслушать тебя, оказать помощь. А времени у него, конечно, было в обрез... Он был одним из тех первопроходцев, кто закладывал основы политехнического обучения в нашей стране, кто немало потрудился над тем, чтобы трудовое воспитание учащихся заняло достойное место в системе образования подрастающего поколения. Теоретически осмыслить эти вопросы и суметь дать необходимые рекомендации ученому помогла его многолетняя практическая деятельность, вначале в качестве преподавателя в частных школах еще в дореволюционное время, а с 1918 по 1931 год - его работа в Наркомпросе РСФСР, которую он совмещал с руководством школой-коммуной. Научные труды Пистрака затрагивали важнейшие вопросы жизни советской школы, в них освещались проблемы методики политехнического обучения, самоуправления учащихся, излагались требования к оборудованию рабочих комнат и школьных мастерских, а также организации труда учащихся на предприятиях. Главное внимание ученый уделял методологическим проблемам педагогики. Под редакцией Пистрака еще в 1924 году вышла книга «Школа — коммуна Наркомпроса. Из опыта московской опытно-показательной школьной коммуны им. П. Н. Лепешинского», предисловие к которой написала Н. К. Крупская. А за два года до этого увидела свет книга Пистрака, посвященная самоуправлению учащихся. Среди других его работ назовем «Насущные проблемы современной советской школы», «Проблемы научной педагогики», «Новое о политехнизме»... В 1931 году Пистрак начал свою работу в Ростове. Преподавательская и общественная деятельность ученого была исключительно плодотворной. Через пять лет он был назначен директором Центрального научно-исследовательского института педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения. В пору сталинского произвола Пистрак был незаконно репрессирован. Студентам сообщили, что он японо-немецкий шпион. От его дочери — комсомолки требовали, чтобы она отказалась от отца — «врага народа». Ныне доброе имя ученого восстановлено. Оно упоминается в «Педагогической энциклопедии», в справочниках. О Пистраке появились статьи в журналах. Его работы взяты на вооружение нашими педагогическими кадрами. И.М. Гегузин |