ИСТОРИЮ НАДО ПЕРЕЖИВАТЬ, А ВОВСЕ НЕ ПЕРЕЖЕВЫВАТЬ,
или ПОЧЕМУ ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ МЕЧТАЕТ О СОЗДАНИИ «ШКОЛЫ ЧУВСТВ»
Слухи, которыми обрастает работа школы модульной методики, вот уже второй год действующей в Ростовском государственном педагогическом университете, время от времени будоражат педагогов. Слишком уж странными могут показаться проходящие там занятия.
Ученики (они же учителя ростовских школ) то чаи распивают, то в школьный урок играют... Да и обстановка, где все эти «ужасы» творятся, удивляет: преподаватель руководит действиями своих учеников при помощи светового табло, а шум от детского галдежа воспроизводится при помощи магнитофона.
Чтобы узнать все достоверно, из первых рук, корреспондент «Вечернего Ростова» встретился с доцентом кафедры отечественной истории РГПУ, заслуженным учителем России В.В. Шоганом, который и преподает в этой школе свою модульную методику.
- Владимир Васильевич, понятие «модуль» чаще всего ассоциируется с чем-то математическим или космическим, а тут - история, педагогика...
- На самом деле все объясняется просто. Как модуль космического корабля может отправиться в самостоятельный полет, так и самый обыкновенный урок в школе должен быть самодостаточным, то есть содержать в себе все необходимые элементы человеческого восприятия жизни, чтобы предмет - будь то история или литература - не был для ребенка чем-то абстрактным. Ту информацию, которую учитель пытается вдолбить в головы учеников, дети должны просто пережить, прочувствовать. Именно из этого соображения я исходил, когда на первое место в модульном уроке поставил мотивацию. Существуют определенные приемы, при помощи которых можно как бы зацепить внимание слушателей, помочь им перейти от ярких жизненных впечатлений к истории. К примеру, если урок посвящен смутному времени в России начала XVII века, то почему не начать с образа штормового моря?
- Так вы своих учеников-учителей и посвящаете в эти приемы?
- У большинства из них свой опыт за плечами, свои приемы. Я просто хочу, чтобы они так же, как и мои студенты, поняли главное: учитель прежде всего преподает себя. Поэтому и наше общение я начинаю с подробного знакомства. Не просто «Здравствуйте, меня зовут Владимир Васильевич». Тем, кто приходит ко мне учиться, я рассказываю о себе - то же самое делают и они.
Я думаю, что на моем отношении к детям очень сильно сказался собственный опыт «обучения» в школе. Я был просто тупым учеником - именно так нередко учителя оценивают натуры, абсолютно не восприимчивые к традиционному дидактическому способу передачи знаний. Когда я некоторое время посещал школу в Южно-Сахалинске, то в одной четверти мне вывели сразу восемь двоек! Да и исторический факультет госуниверситета я закончил не без труда. Интересно, что сдача экзамена по истории средних веков с шестой попытки почти совпала по времени с моими открытыми уроками по теме «Средневековый город» в сельской школе, где я начал преподавать начиная со второго курса.
- А для чего же в кабинете, где проводятся занятия школы модульной методики, световое электрическое табло?
- Когда мои слушатели выступают в роли учителя, я просто подсказываю им, когда изменить темп, говорить громче... Если же я чувствую, что урок не ладится, включаю школьный шум, записанный на магнитофоне, и смотрю, как учитель справится с ситуацией. А чтобы он и сам себя видел, установили большое зеркало. Теперь оборудуем специально кабинет, полностью имитирующий школьный.
Но это только мои инструменты. Мне просто смешно, когда некоторые принимают эти приемы за суть модульной методики. Суть же ее проста - это жизнь.
Если вы знакомитесь с молодым человеком, то более-менее полное представление о нем вы получите, если ваши отношения пройдут через определенные этапы: знакомство (создание образа), какое-то общение (анализ полученной информации), поход в театр или другое совместное предприятие (действие). Так же и на любом уроке, и вообще в учебном процессе должны быть и образ, и анализ, и действие.
С моими учениками в школе я обычно заканчиваю год постановкой какого-нибудь спектакля. Здесь история очень тесно соприкасается с литературой, поэтому без интеграции этих предметов никак не обойтись. А без театрального действия тот самый модуль, жизненный цикл, останется незавершенным. И по существу никакого урока для себя ребята не извлекут.
- Так вы считаете, что история все-таки чему-то учит людей?
- А как же иначе? Смысл всего исторического образования - соотношение реальной жизни, актуальных проблем с историческим опытом. Так и в школе ученики обязательно переходят от коллизий прошлого к проблемам нынешним. Поэтому каждый урок необходимо заканчивать проповедью, которая ничем не должна заканчиваться.
- Какой-то парадокс получается...
- Ничего подобного. Не может же учитель рецепты выписывать. Дети должны задуматься. К примеру, чем бы ни закончился урок-суд над убийцами Александра II, я просто обязан заронить в ребячьи души зерно сомнения: а не поторопились ли они, осудив террористов на смертную казнь или, наоборот, оправдав их?
- Владимир Васильевич, то, о чем вы говорите, что проповедуете, в общем-то не должно вызывать возражения и неприятия у коллег...
- Одно дело - понимать и соглашаться, и совсем другое - действовать сообразно этому. Чтобы модульную методику применять, необходимо очень много усилий. Я каждый урок продумываю вплоть до мельчайших деталей. Репетирую каждую шутку и «импровизацию». А многие просто говорят - у нас нет времени, нагрузка огромная.
Все-таки учителем родиться надо...
Я все мечтаю о том, чтобы собрать вокруг себя единомышленников. Ведь, несмотря на миллионы экспериментов, которые сегодня проводятся, школа остается незыблемой. Она слишком рациональна, а мне бы хотелось создать школу чувств.
В.В. Шоган, автор нескольких книг по методике преподавания истории, говорит, что модульная методика во многом опирается на опыт известных педагогов-новаторов - Шаталова, Ильина, Лысенковой. Когда-то их имена гремели на всю страну, на их вечера в «Останкино» собирались толпы зрителей.
Но мода на педагогику прошла. Сегодня больше о финансовых проблемах да о текущих крышах говорим. Это тоже важно, но не аукнется ли нам в будущем столь односторонний подход?
27 февраля 1998г., ВР.
|