rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Историю надо переживать

ИСТОРИЮ НАДО ПЕРЕЖИВАТЬ,  А ВОВСЕ НЕ ПЕРЕЖЕВЫВАТЬ,

или ПОЧЕМУ ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ МЕЧТАЕТ О СОЗДАНИИ «ШКОЛЫ ЧУВСТВ»

77Слухи, которыми обрастает работа школы модульной методи­ки, вот уже второй год действующей в Ростовском государ­ственном педагогическом университете, время от времени будо­ражат педагогов. Слишком уж странными могут показаться про­ходящие там занятия.

Ученики (они же учителя ростовских школ) то чаи распивают, то в школьный урок играют... Да и обстановка, где все эти «ужасы» творятся, удивляет: преподаватель руководит действия­ми своих учеников при помощи светового табло, а шум от детского галдежа воспроизводится при помощи магнитофона.

Чтобы узнать все достоверно, из первых рук, корреспондент «Вечернего Ростова» встретился с доцентом кафедры отечес­твенной истории РГПУ, заслуженным учителем России В.В. Шоганом, который и преподает в этой школе свою модульную методику.

-  Владимир Васильевич, понятие «модуль» чаще всего ассоциируется с чем-то математическим или космическим, а тут - история, педагогика...

На самом деле все объясняется просто. Как модуль космического корабля может отправить­ся в самостоятельный полет, так и  самый  обыкновенный  урок  в
школе должен быть самодостаточным, то есть содержать в себе все необходимые элементы человеческого восприятия жизни, что­бы предмет -  будь то  история
или литература - не был для ре­бенка чем-то абстрактным. Ту информацию, которую учитель пытается вдолбить в головы учеников, дети должны просто  пережить, прочувствовать. Именно из этого соображения я исходил, когда на первое место в модульном уроке  поставил  мотивацию.  Существуют определенные приемы,
при помощи которых можно как бы зацепить внимание слушателей, помочь им перейти от ярких жизненных  впечатлений  к  истории. К  примеру,  если урок посвящен смутному времени в России начала
XVII века, то почему не начать с образа штормового моря?

Так вы своих учеников-учителей и посвящаете в эти приемы?

У большинства из   них свой опыт за плечами, свои приемы. Я просто хочу, чтобы они так же, как и мои студенты, поняли главное: учитель прежде всего пре­подает себя. Поэтому и наше общение я начинаю с подробно­го знакомства. Не просто «Здрав­ствуйте, меня зовут Владимир Васильевич». Тем, кто приходит ко мне учиться, я рассказываю о себе - то же самое делают и они.

Я думаю, что на моем отноше­нии к детям очень сильно ска­зался собственный опыт «обуче­ния» в школе. Я был просто ту­пым учеником - именно так не­редко учителя оценивают натуры, абсолютно не восприимчивые к традиционному дидактическому способу передачи знаний. Когда я некоторое время посещал шко­лу в Южно-Сахалинске, то в од­ной четверти мне вывели сразу восемь двоек! Да и историчес­кий факультет госуниверситета я закончил не без труда. Интерес­но, что сдача экзамена по исто­рии средних веков с шестой попытки почти совпала по вре­мени с моими открытыми уро­ками по теме «Средневековый город» в сельской школе, где я начал преподавать начиная со второго курса.

А для чего же в кабинете, где   проводятся   занятия   школы модульной   методики,   световое электрическое табло?

Когда мои слушатели выступают  в  роли учителя, я  просто подсказываю им, когда изменить темп, говорить громче... Если же я чувствую, что урок не ладится, включаю школьный шум, записан­ный на магнитофоне, и смотрю, как учитель справится с ситуа­цией. А чтобы он и сам себя ви­дел, установили большое зерка­ло. Теперь оборудуем специаль­но кабинет, полностью имитиру­ющий школьный.

Но это только мои инструмен­ты. Мне просто смешно, когда некоторые принимают эти приемы за суть модульной методики. Суть же ее проста - это жизнь.

Если вы знакомитесь с моло­дым человеком, то более-менее полное представление о нем вы получите, если ваши отношения пройдут через определенные эта­пы: знакомство (создание обра­за), какое-то общение (анализ полученной информации), поход в театр или другое совместное предприятие (действие). Так же и на любом уроке, и вообще в учебном процессе должны быть и образ, и анализ, и действие.

С моими учениками в школе я обычно заканчиваю год постанов­кой какого-нибудь спектакля. Здесь история очень тесно сопри­касается с литературой, поэтому без интеграции этих предметов никак не обойтись. А без теат­рального действия тот самый мо­дуль, жизненный цикл, останется незавершенным. И по существу никакого урока для себя ребята не извлекут.

Так вы  считаете,  что  исто­рия все-таки чему-то учит людей?

А как же иначе? Смысл все­го исторического образования - соотношение реальной жизни, актуальных проблем с историческим опытом. Так и в школе ученики обязательно переходят от колли­зий прошлого к проблемам ны­нешним. Поэтому каждый урок необходимо заканчивать пропо­ведью, которая ничем не должна заканчиваться.

Какой-то парадокс получается...

Ничего подобного. Не может же учитель рецепты выписывать. Дети должны задуматься. К примеру, чем бы ни закончился урок-суд над убийцами Александра II, я просто обязан заронить в ребячьи души зерно сомнения: а не поторопились ли они, осудив террористов на смертную казнь или, наоборот, оправдав их?

Владимир Васильевич, то, о чем вы говорите, что проповедуете, в общем-то не должно вызывать возражения и неприятия у коллег...

Одно дело - понимать и соглашаться, и совсем другое - действовать сообразно этому.
Чтобы модульную методику применять, необходимо очень много усилий. Я каждый урок продумы­ваю вплоть до мельчайших деталей. Репетирую каждую шутку и «импровизацию». А многие просто говорят - у нас нет времени, нагрузка огромная.

Все-таки учителем родиться надо...

Я все мечтаю о том, чтобы со­брать вокруг себя единомышлен­ников. Ведь, несмотря на милли­оны экспериментов, которые се­годня проводятся, школа остает­ся незыблемой. Она слишком ра­циональна, а мне бы хотелось со­здать школу чувств.

В.В. Шоган, автор нескольких книг по методике преподавания истории, говорит, что модульная методика во многом опирается на опыт известных педагогов-новаторов - Шаталова, Ильина, Лысенковой. Когда-то их имена гремели на всю страну, на их вечера в «Останкино» собирались толпы зрителей.

Но мода на педагогику прошла. Сегодня больше о финансо­вых проблемах да о текущих крышах говорим. Это тоже важно, но не аукнется ли нам в будущем столь односторонний подход?

27 февраля 1998г., ВР.
.