В НЕМ РУССКИЙ ДУХ!..
ПАРИЖ И ПРАГА, ГААГА И БРЮССЕЛЬ, СИДНЕЙ И БАРСЕЛОНА... ЭТО ЛИШЬ НЕМНОГИЕ ИЗ ГОРОДОВ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРОХОДИТ ЗВЕЗДНАЯ ОРБИТА ВАЛЕРИЯ КОСТИНА - ОПЕРНОГО ПЕВЦА МИРОВОГО УРОВНЯ. НО ВОТ СЧАСТЛИВЫЙ ВЕТЕР ЗАНЕС ЕГО И В РОДНУЮ «ГАВАНЬ»
Прославленный артист приехал погостить ненадолго, в отпуск, в родительский дом к отцу-шахтеру, в свой город Шахты, откуда родом. Не преминул он посетить и «альма-матер» - Ростовскую государственную консерваторию имени С.В. Рахманинова.
Тринадцать лет назад выпускником этого вуза вышел он на профессиональную дорогу. Но педагога своего - профессора консерватории по классу вокала А.П. Беляеву - не забывал никогда. Ведь именно она, веря в талант ученика, вдохновила его на будущие достижения.
Вот и теперь, представляя знаменитого артиста на творческой встрече, проходившей в консерватории, Александра Петровна вспоминала о том, что занятия с этим студентом никогда не были для нее только кропотливой работой. Это было и общение с многогранно одаренной личностью, поражавшей своей работоспособностью и восприимчивостью.
А еще в годы учебы всегда рядом с Валерием была верный помощник и чуткий концертмейстер Ирина Глинская. Вместе, втроем, они и предстали перед собравшимися в тот памятный вечер на сцене Малого зала консерватории...
Земляки не сразу узнали его. Он сильно изменился внешне, соединив русскую сердечность с европейским шармом. Но главное - певец приобрел ощущение полной творческой свободы. Он не озабочен желанием нравиться, удивлять слушателей, он как бы не думает о том, КАК, а лишь о том, ЧТО он хочет выразить пением.
Словом, достиг Валерий «высшей власти» над своим голосом и... над публикой. Но с чего начиналось его восхождение? С первого же в его жизни (сразу после окончания учебы) оперного сезона в Саратовском театре.
- Я сразу ощутил себя не у подножия горы, - вспоминает певец, - а на ее вершине.
Освоив шесть ведущих партий, среди которых Легко в «Майской ночи», Сабинин в «Иване Сусанине», начинающий артист переехал в Донецкий оперный. Здесь-то его и услышали польские музыканты, пригласившие на постоянную работу в Краков, в оперный театр. На этой сцене, под руководством талантливого дирижера Евы Михник, с непостижимой быстротой Валерий осваивал классический теноровый репертуар: Герцог в «Риголетто», Канио в «Паяцах», Пинкертон в «Чио-Чио-Сан», Каварадосси в «Тоске».
С Краковской оперой русский певец исколесил пол-Европы, и где-то там, на гастрольных перекрестках, повстречался Валерий Костин с крылатой богиней - Славой...
Его не просто оценила европейская публика, превознесла пресса. Выступления на оперных сценах Варшавы, Берлина, Франкфурта, на прославленных подмостках «Гранд-опера» в Париже и «Ла Скала» в Милане принесли певцу ошеломляющий успех. Самые знаменитые импресарио, директора всемирно известных театров заказывают теперь спектакли с участием Валерия Костина. Он стал лауреатом крупнейших оперных фестивалей - в Зальцбурге, Лондоне и Париже, а вскоре ему предстоит принять участие в концерте лауреатов фестивалей имени Шаляпина и Собинова в Москве. Певцу поручаются главные партии в грандиозных постановках вердиевских опер: «Набукко», «Эрнани», «Бал-маскарад», «Аида». Недавно с участием Костина состоялась съемка редко идущей оперы «Стифелио» (с киноверсией этого шедевра зрители познакомятся через полгода).
«Мне всегда везло на встречи с замечательными людьми», - считает певец. И действительно - в лучших оперных театрах мира довелось выступать ему вместе с такими корифеями оперной сцены, как Е. Нестеренко, Е. Образцова, Л. Паваротти и его кумир П. Доминго.
Русский артист нередко бывает представлен в афишах на иностранный лад - Валерио Костини. Но о том, что он русский, не забывает ни на минуту. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» - эти пушкинские строки невольно вспоминались, когда во время творческой встречи с Костиным в Ростове в его исполнении звучали песни Свиридова. В особенности одна из них - «На земле живут лишь раз», исполненная с чисто российской удалью, азартом и вместе с тем с непогрешимым чувством меры.
Нынешний официальный статус нашего земляка - солист Королевской Амстердамской оперы. Это не мешает ему, проживая в Швейцарии, сотрудничать одновременно с двумя импресарио и чередовать выступления в самых разных городах мира. Что ж, для оперной звезды такая жизнь - норма.
Но есть и то, что отличает Валерия Костина от многих его коллег. Это - полное отсутствие признаков звездной болезни. Чувство юмора помогает ему выходить из самых трудных жизненных ситуаций. Вот и на фотографии, подаренной им любимому педагогу А.П. Беляевой и изображающей его в роли Эдгара из оперы Доницетти «Лючия ди Ламермур», он сделал такую шутливую надпись: «Коварная партия, поэтому всегда счастлив, когда убиваю себя в финале».
Но если говорить серьезно, то очевидно: за десять лет своего зарубежного творчества певец достиг таких профессиональных высот, что способен не только совершенствоваться сам, держа равнение на великих, но и передавать опыт другим.
К слову сказать, Валерий с удовольствием принял приглашение участвовать в музыкальных торжествах, посвященных тридцатилетнему юбилею ростовской консерватории. Состоявшейся встречей и выступлением на ней Валерий Костин, по существу, открыл юбилейный сезон.
Н. МЕЩЕРЯКОВА. Доцент Ростовской государственной консерватории имени СВ. Рахманинова, кандидат искусствоведения.
На снимке: Валерий Костин со своим педагогом по классу вокала профессором Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова А.П. Беляевой.
1 ноября 1996г., ВР.
|