rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

На юге России будет три губернии?

НА ЮГЕ РОССИИ БУДЕТ ТРИ ГУБЕРНИИ?

    22Недавняя пресс-конференция председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, сенатора от Законодательного Собрания Ростовской области Александра Казакова наделала немало шуму. Практически все крупные региональные СМИ обсуждают представленную им концепцию реформирования государственно-территориального устройства России, предполагающую её деление на 28 губерний.

    Концепция разработана Советом по изучению производительных сил (СОПС). Это одна из старейших научно-исследовательских организаций России — государственное научно-исследовательское учреждение Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук (РАН). И если, например, объединение северных автономий с Тюменской областью обсуждается давно и активно, то наработки учёных для Юга России оказались «сюрпризом». Так, согласно концепции, предлагается сформировать в нашем регионе три губернии: Волго-Донскую (Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области) со столицей в Ростове, Причерноморскую (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край) со столицей в Краснодаре и Северо-Кавказскую (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ставропольский край) со столицей в Ставрополе.

     О целях, задачах и перспективах государственно-территориальной реформы на Юге России сенатор от Ростовской области Александр Казаков рассказал в эксклюзивном комментарии «Седьмой столице»:

     — Процесс укрупнения регионов или реформирования государственно-территориального устройства страны назрел давно. Согласимся, что 89 субъектов Российской Федерации — это слишком много для того, чтобы можно было наладить устойчивую и эффективную систему власти, систему управления страной.

     Российская система государственно-территориального устройства не просто дробная, а нерационально дробная. По количеству регионов к нам более или менее приближаются лишь Соединённые Штаты Америки, где 51 штат и один федеральный округ. Но и это на одну треть меньше, чем у нас.

    Всего 27 территориальных образований высшего уровня (штаты, федеральные территории, округ) в Бразилии, 32 (штаты и союзные территории) — в Индии, 12 (провинции и территории) — в Канаде.

   Возьмём такой важнейший показатель, как средняя численность населения субъекта федерации. У нас средняя величина населения республики, края, области — 1,9 млн человек. Это значительно меньше, чем в более или менее сопоставимых по населению государствах. Так, в Японии средняя величина административно-территориальной единицы высшего уровня составляет 2,7 млн человек, в США — 5,3 млн, в Бразилии — 6,1 млн. То есть примерно в 3 раза выше, чем в России.

     И последнее. В мировой практике строительства федеративного государства исходят из того, что субъект федерации, регион есть самодостаточное образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения функций, возложенных на него конституцией страны, федеральными и региональными законами, обязательств перед своим населением. У нас этот принцип не соблюдается.

   Многие регионы являются субъектами федерации лишь формально, так как социально и экономически они не самодостаточны. Они не смогли бы выживать без трансфертов, то есть без денежных вливаний из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Искусственное сохранение таких, в сущности, формальных субъектов РФ едва ли оправданно. Укрупнение, объединение субъектов — один из способов решения всех названных проблем. Наш комитет сейчас работает над концепцией реформы государственно-территориального устройства Российской Федерации, основанной на объединении нынешних субъектов Российской Федерации. Исходим из того, что результатом реформы должна стать федерация, каждый субъект которой является экономически самодостаточным регионом. Это базовый принцип. Все остальные факторы — размер территории, количество населения, исторические связи, национальный статус — должны учитываться, но главными, решающими не являются. Причём объединение должно проходить исключительно после одобрения на референдуме — это базовая юридическая конструкция. В то же время нужно давать себе отчёт в том, что само по себе укрупнение не является панацеей от всех бед. Было бы опасным заблуждением считать, что от объединения экономически слабого субъекта с сильным получится самодостаточный регион. Это не так. В каждом конкретном случае требуются скрупулёзные экономические проработки, оценки и обоснования. И если укрупнение не сулит осязаемых экономических и социальных результатов, то от него лучше отказаться.

     Добавим к этому, что и учёные, и А.И. Казаков особо отмечают, что проект укрупнения регионов — это не государственная программа и не аксиома, а именно научная концепция, о перспективах реализации которой говорить преждевременно. Пока разработка только направлена в Администрацию Президента России.

7 июня 2004г., 7С.
.