rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Война с памятниками?

Война с памятниками?

    75Одним из унижений исторической памяти донского казачества считается неуклюжий конный памятник на месте разрушенного храма св. Александра Невского на площади Советов. После сноса храма, который по своим архитектурным достоинствам явно превосходил нынешний кафедральный собор Пресвятой Богородицы, на площади по тогдашней традиции (достаточно вспомнить плавательный бассейн «Москва» на месте взорванного храма Христа Спасителя) установили фонтан…

     Академик архитектуры, народный художник, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий Евгений Вучетич сделал памятник в своём стиле: классическо-тяжёлом, мощном, основательном. В таком же сделан фонтан возле театра им. М. Горького, памятник воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Сталинграде.

   Собственно, и ростовский памятник предназначался для города на Волге — была идея поставить его в память обороны красными Царицына в 1918 году. Потом решили перенести его под Калач, там, где в ноябре 1943 года, окружая фашистов, встретились войска Донского и Сталинградского фронтов. Но отказались и от этого проекта. Тогда Евгений Вучетич сделал «ход конём»: подарил всадника Ростову-на-Дону, где окончил когда-то художественное училище.

    Памятник назвали «в честь освобождения Ростова от белогвардейцев в 1920 году». Вучетич к работе над скульптурной 15-метровой композицией привлёк известных архитекторов И.И. Ловейко, Я.А. Рейбана и Л.Л. Эберга.

    Ростовчане к новому памятнику привыкали долго. Гадание, добросит ли боец гранату до здания бывшего горкома партии, а ныне полпредства президента в ЮФО, остаётся популярным. Иногда его называли «памятником первоконникам», и тогда невосприятие ещё больше возрастало. Возмущало всё, особенно мелочи: ну, не кавалерийский конь под всадником, а крепкий немецкий битюг, на котором пушки перевозят. У лошади явные зооморфические признаки мужского пола. А ведь в кавалерию старались брать кобыл и меринов, ибо жеребцы и кобылы в атакующей лаве могли смешать строй — срабатывали инстинкты.

    Почему конь встал на дыбы? Всадник поднимал коня на дыбы лишь в случае оружейно-пулемётного залпа противника — лошадь должна была прикрыть грудью кавалериста. Почему на всаднике кирзовые сапоги, которых казаки не носили? Почему нет шпор? Не носили казаки обмотки и ботинки — в них изображён один из бойцов. В руках у всадника не казачья кавалерийская шашка, а сабля, с коей до революции ходили полицейские. На всаднике рабочая куртка-тужурка с хлястиком. И последнее: где это видано, чтоб в атаку в одном строю шли вместе и пешие, и конные? Ведь пехоту бы просто затоптали.

     Могут сказать, что всё это мелочи, главное — образ. Вот, к примеру, в Трептов-парке в Берлине воин-освободитель держит в одной руке спасённого ребёнка, а в другой — здоровенный меч, которого явно не было на вооружении Красной Армии. Но ведь там-то подобная монументальная пафосная символика кажется вполне уместной.

    В последние перестроечные годы памятнику не везло. Несколько раз вандалы пачкали краской пьедестал. В бесчисленных митингах и пикетах на площади Советов вначале демократы, потом коммунисты вытоптали газон. Разрушили сюжетные композиции на пьедестале: вырвали все сабли из рук конников. В 1996 году по требованию казаков Всевеликого войска Донского демонтировали мемориальную доску на северной грани постамента.

     Во времена революций и перемен всегда нелегко живётся памятникам. Ну кому мешал в Ростове памятник Александру II на Соборной площади работы известнейшего санкт-петербургского скульптора М.О. Микешина? Снесли. Недавно на том месте поставили статую св. Димитрия Ростовского, явно не отличающуюся художественными достоинствами. К тому же не в обычаях православия ставить памятники святым.

    Снесли памятник «Екатерине II от благодарных армян» на Нахичеванской площади. Водрузили на пьедестал «голову Карла Маркса» (в народе метко прозванной «бородой»). А ведь этот гениальный немецкий еврей на Дону никогда не бывал и не посвятил Ростову ни строчки. А вот его рьяные последователи тут «погуляли»…

    Осталась от «царских» памятников лишь Александровская колонна в саду им. Вити Черевичкина. И то потому, что всем говорили, что это межевой знак границы Ростова и Нахичевани.

    Сегодня на очереди памятник Кирову. В Ростове Сергей Миронович бывал. Памятник как памятник, ничем не хуже «Тачанки», «Стачки 1902», «первоконников», стелы на Театральной и прочих мемориально-архитектурных ростовских изваяний. Решено памятник перенести в более незаметное место – в район Театрального и Пушкинской. Находящийся на пути следования важных гостей от аэропорта до областной администрации, он стал мешать.

  За последние десятилетия в России были разобраны, снесены, уничтожены десятки тысяч памятников старой коммунистической власти (статуи и бюсты Ленина, Дзержинского, Кирова, Калинина, Горького, героев гражданской и Отечественной войн). От Сталина на Дону вообще не осталось ничего, а Хрущёв и Брежнев не успели здесь про себя ничего воздвигнуть. Горечь берёт из-за нетерпимости и глупости нашей: ну зачем памятники нужно разрушать? Если уж сильно приспичило — демонтируйте эти бюсты и статуи, определите место в городе, сделайте там «парк скульптур». И чтобы любой желающий мог забрать себе «ненужный» городским властям памятник: да пусть ставит его в своём саду или дворе и любуется. И ведь на демонтаже бюджет денежки бы сэкономил.

20 апреля 2005г., РО.
.