rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Главный храм столицы донского края

ГЛАВНЫЙ ХРАМ СТОЛИЦЫ ДОНСКОГО КРАЯ

404История православных храмов на Руси неразрывно свя­зана с историей Российского государства. Они являются неопровержимыми свидетелями тех событий, которые про­исходили вокруг них на протяжении многих человеческих жизней.

История Ростовского кафед­рального собора Рождества Пресвятой Богородицы ведет свое начало с маленькой де­ревянной часовни, выстроен­ной в слободе Полуденка еще до основания здесь крепости Димитрия Ростовского, учреж­денной высочайшим указом императрицы Елизаветы Пет­ровны в 1761 году. Вскоре ча­совня становится храмом и в 1781 году переносится на центральную торговую пло­щадь быстро растущего горо­да, где и стоит ныне собор.

К середине XIX века Рос­тов-на-Дону (таково уже было его официальное название) ук­репился на донских землях как крупный торгово-коммерческий центр, стоящий на важных торговых и стратегических пе­рекрестках. Рожденный эпохой петровских реформ, он являл собой облик новой деловой России: его улицы стали за­страиваться фешенебель­ными зданиями купеческих, коммерческих, банковских фирм. Население города росло с каждым годом, церковь Рождества Богоро­дицы на торговой площа­ди уже не вмещала веру­ющий народ, да и внеш­ним видом она не соответ­ствовала запросам «новых русских». И тогда два ро­стовских купца с надеж­ными капиталами, Семен Кошкин и Федор Михайлов, с согласия городской Думы и по благословению правя­щего архиерея, обратились в начале 1854 года в Свя­тейший Синод с просьбой разрешить строительство большого кафедрального собора за счет их личного финансирования. Просили они также предоставить и соответ­ствующий архитектурный проект будущего главного храма города.

Ответ с разрешением при­шел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового вре­мени. Автором проекта был академик архитектуры Кон­стантин Андреевич Тон (1794-1881 гг.), который в своем творчестве по-новому осмыс­лил достижения русского хра­мового зодчества и мировой архитектуры и выработал свой, «тоновский», стиль, на многие годы украсивший православ­ные храмы России. Именно по его проекту уже началось в эти годы строительство в Мос­кве Храма Христа Спасителя в честь победы России в вой­не с Наполеоном, которое, как мы теперь знаем, велось около сорока лет ввиду гран­диозности замысла - храм строился на века как символ могущества и непобедимости православной России. Храм Христа Спасителя был освя­щен на Вознесение Господне 26 мая 1883 года с необыкновенной торжественностью, не­виданной ранее в Москве.

В отличие от столичного храма кафедральный собор в Ростове-на-Дону по тому же проекту К.А. Тона был постро­ен всего за шесть лет и освя­щен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Ко­нечно, молодому южному го­роду, которому едва исполни­лось сто лет, не по силам был столичный размах, и ростовс­кое купечество и духовенство обратились к автору проекта с просьбой внести некоторые изменения с целью его уде­шевления. В результате реше­но было отказаться от мра­морной облицовки стен храма и многочисленных лепных ук­рашений, золочение глав ку­полов было заменено, по раз­решению Святейшего Синода, на окраску ярь-медью.

Рядом с собором, с его за­падной стороны, была воз­двигнута четырехъярусная ко­локольня высотой 75 метров, строительство которой финан­сировал еще один ростовский коммерсант П.Р. Максимов. Благовест ее 17-тонного коло­кола был слышен на 30 верст по Задонью.

Архитектурный ансамбль Ро­стовского кафедрального собо­ра явился самой красивой и величественной достопримеча­тельностью города, каковой является и поныне.

Перед собором, с северной стороны,  располагалась  просторная площадь, на которой проходили городские праздни­ки, парады, народные гулянья. Посреди Соборной площади в 1890 году был установлен памятник императору Александ­ру II. Обращенный лицом к храму, с поднятым к небесам взором, он словно молился за весь народ предстоящий. Па­мятник, выполненный извест­ным скульптором академиком М.О. Микешиным, исчез с Со­борной площади в 1924 году.

Вместе с памятником за годы советской власти исчез­ло и многое другое, что со­ставляло отличительную осо­бенность историко-архитектурного облика этой части горо­да.

Собор вместе с колокольней был обнесен высокой кирпич­ной оградой, отделившей под­ворье от соборной площади, были разобраны большие мра­морные паперти перед входа­ми в собор и заколочены две­ри, единственный вход был разрешен с западной сторо­ны, т.е. со стороны подворья, от которого осталась лишь третья часть.

С 1932 по 1942 гг. кафед­ральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сня­ты, иконостас и все внутрен­нее убранство было утрачено. Мерзость запустения воцари­лась на святом месте. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зве­ринец. Очевидцы рассказыва­ли, что клетку с львицей-ро­женицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще боль­ше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье. В тот же день она разродилась пря­мо  на паперти. Так сбылось еще одно из пророчеств Вет­хого Завета о тех страшных временах, когда на паперти храма львица будат рожать своих детенышей.

В конце июля 1942 года, во время оккупации Ростова гит­леровцами, верующие люди сами открыли кафедральный собор и стали очищать его от осквернения. Отовсюду несли они в храм иконы, сохранен­ную церковную утварь, столы, стулья, скатерти, т.е. все не­обходимое для того, чтобы на­чать богослужения. Вскоре прибыл сюда архиепископ Ни­колай Амосийский, который вместе с несколькими священ­никами, собравшимися в ка­федральном соборе, отслужил молебен, и с этого времени богослужения здесь стали со­вершаться регулярно.

В начале 1951 года был ус­тановлен главный иконостас - четырехъярусный, выполнен­ный в Москве по проекту ико­ностаса Храма Христа Спаси­теля. Он был необычной фор­мы - в виде часовни, увен­чанной главкой с крестом. В 1955 году такие же ико­ностасы были сооружены в правом Петро-Павловском и левом Преображен­ском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены московс­ким художником К. Волко­вым.

В 60-е годы, когда на­чалась очередная волна гонений на Благославие и были разрушены до основания немногие уцелевшие до сих пор храмы Ростова-на-Дону. Собор Рож­дества Пресвятой Богоро­дицы спасло от уничтоже­ния только заступничество Божией Матери.

Новая и история Ростов­ского кафедрального собо­ра начинается в конце 80-х годов. К 1000-летию Кре­щения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними небесным светом воссияли позолоченные кресты. И ростовчане будто заново увидели свой собор и осознали его духовное пред­назначение. В сумятице и не­устроенности сегодняшней жизни для многих людей он стал единственной опорой, утешением и спасением. Се­годня он поистине является главным духовным центром нашего города.

В ceнтябре 1999 года Рос­тов-на-Дону будет празд­новать свое 250-летие. По­становлением главы (мэра) городской администрации М.А. Чернышева полным хо­дом идут работы по восста­новлению историко-архитектурного облика подворья Ро­стовского кафедрального со­бора Рождества Пресвятой Богородицы, включая воссо­здание колокольни, Соборной площади, установление на ней памятника святителю Димит­рию Ростовскому, Ангелу-Хранителю нашего города. В праздник Дня города 1996 года, в торжественной обста­новке, при большом стечении народа, на Соборной площа­ди Владыка Пантелеймон, гу­бернатор Ростовской области В.Ф. Чуб и мэр Ростова-на-Дону М.А. Чернышев заложи­ли первые кирпичи в фунда­мент будущего памятника.

Памятник, который будет возведен на восстановленной Соборной площади к 250-летнему юбилею города, завершит единый историко-архитектурный комплекс Собор - Подворье и станет символом православия на Дону.

29 января 1999г., ВР.
.