rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Много славного и простого есть у города Ростова...

МНОГО  СЛАВНОГО И ПРОСТОГО ЕСТЬ У ГОРОДА  РОСТОВА...

410Среди многих памятных дат декабря - две наиболее близки Ростову и ростовчанам.

247 лет назад - 26 (15) декабря 1749 года российская императрица Елизавета Петровна своим указом учредила Темерницкую таможню.

345 лет назад - в декабре 1651 года родился Даниил Сав­вич Туптало, получивший в монашестве имя Димитрия, ставший впоследствии митрополитом Ростовским.

И хотя в прошлом эти события никоим образом не были связаны, в исторической памяти ростовчан они стали в одном ряду примечательных событий донского календаря. Потому я и вынес в заголовок статьи строки известного стихотворения Михаила Светлова, слегка их перефразируя.

А ПО РЕКЕ ТЕМЕРНИК ШЛА ТОГДА ГРАНИЦА...

...И турки, не желавшие ми­риться с пребыванием на Ниж­нем Дону регулярных русских войск, совершали совмест­но с крымскими татарами набеги на Темерницкий форпост, казачий город Черкасск и Новый траншемент - опорные пункты России в этих краях.

Известно, чтов резуль­тате неудачного Прутского похода 1710 года Петр Iвынужден был уступить Тур­ции Северное Приазовье, русские жители покинули Азов, который был разру­шен и также отдан туркам. По мирному договору 1714 года русская граница шла «около Леонтьевых буера­ков, на Саур-Могилу, на реку Тузлов и той рекой до Каменного Брода, отту­да степью на реку Темерник довпадения ее в Дон и по южной стороне реки Дон к границам ку­банской орды и реки Ей».

Вчитайтесь в эти строки гео­графического описания, и вы поймете важность присутствия русских на месте будущего Ростова-на-Дону в самом начале XVIIIвека.

Петр Великий считал эту гра­ницу временной, поскольку выход России к Азовскому и Черному морям был для него важнейшей государственной задачей. Но до окончательного решения ее было еще далеко.

Надлежало укрепиться в Придонье всеми средствами - и во­енными, и торговыми, необходи­мо было защитить от степняков уже имеющиеся русские поселе­ния и построить новые.

Этой работы хватило на мно­гие десятилетия. На степных про­сторах от Днепра до Дона выро­сло 15 крепостей, среди них дон­ские крепости - святой Анны и позже - святого Димитрия Ро­стовского.

А перед этим была учреждена таможня на Темернике. С нее мы ведем отсчет истории нашего го­рода. В указе говорилось: «Учре­дить таможню русскую на Дону, у устья реки Темерника, против урочища, называемого Богатый колодезь, где и донские казаки могут вести свою торговлю с при­езжими греками, турками и ар­мянами»...

Весной 1750 года солдаты и каторжники уже начали строить пристань, пакгауз, здание порто­вой таможни, карантин, казарму для гарнизона.

Год спустя комендант крепос­ти святой Анны, находившейся неподалеку от Черкасска, обра­тился в сенат с просьбой о пе­реводе купцов, живущих в кре­пости, в Темерницкую таможню - «для наилучшего развития тор­говли с иностранцами». Прави­тельство России издало указ, ко­торым были обещаны льготы и покровительство купцам, желаю­щим «завести конторы в Темерницком порту для открытия тор­говли с Константинополем и пор­тами Средиземного моря».

В конце концов составилось товарищество под названием «Российская в Константинополь торгующая коммерческая компа­ния», которую организовали мос­ковский первой гильдии купец и фабрикант Василий Хастатов, ка­лужский первостатейный купец Никита Шемякин и ярославский первостатейный купец Алексей Ярославцев.

Темерницкий порт был тогда единственным портом на юге России, отсюда велась торговля со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей. Местные власти должны были  оказывать помощь новой торговой компании транспортными средствами и во­оруженной охраной товаров.

Выдающийся историк - эконо­мист М.Д. Чулков, изучивший до­кументы об организации торгов­ли на Нижнем Дону, писал двес­ти лет назад в своем многотом­ном «Историческом описании российской коммерции» о том, что, имея первоначальный капи­тал в сумме 50 тысяч рублей, компания действовала весьма ус­пешно: если в 1758 году было привезено товаров на 52 тысячи рублей, отпущено на 35 тысяч рублей, то в 1762 году товаров было привезено на 129 тысяч рублей и отпущено на 42 тысячи рублей.

Компания была главным дви­гателем торговли на Дону вплоть до завершения строительства крепости святого Димитрия Ро­стовского.

Таким образом, если мы утвер­ждаемся во мнении, что история Ростова-на-Дону «пошла есть» от Темерницкой таможни, то можно уверенно говорить, что с первых шагов наш город умел жить мир­но, выгодно торговать с соседя­ми. Но, конечно, и умел постоять за себя, что особенно ярко про­явилось на новом витке истории города - в судьбе крепости свя­того Димитрия Ростовского.

НАЗНАЧЕН СВЯТЫМ ПОКРОВИТЕЛЕМ НОВОГО ГОРОДА НА ДОНУ?

Итак, мы приняли, что Ростов-на-Дону основан как таможня в 1749 году. Но есть и еще одна дата - 1761 год, когда началось строительство крепости. И это тоже хорошая дата для начала истории города. (Кстати, на ней настаивают многие историки.) Но мы не начинаем, а продолжаем свой рассказ.

Теперь - в связи с человеком, который родился 345 лет назад.

Всего за четыре года до нача­ла строительства крепости на Дону Димитрий Ростовский был канонизирован и таким образом был святым новоявленным. По существовавшей в те годы тра­диции его имя и дали новой грозной крепости, преградившей иноверцам пути в Россию.

Хотя и минуло полвека со вре­мени смерти митрополита, память об этом замечательном человеке хранила не только церковь. Еще были живы его младшие совре­менники, переиздавались его тру­ды, в том числе многотомные «Четьи-Минеи», ставшие важным этапом в систематизации и обобщении житийной литерату­ры - одного из своеобразнейших источников истории Руси.

В судьбе Димитрия Ростовско­го ярко сказалась Петровская эпоха - время великого преоб­ражения России.

Казачий сын Даниил Саввич Туптало родился в декабре 1651 года. Любознательный паренек, жадный до знаний, с отроческих лет пытавшийся найти смысл жизни, становится одним из об­разованнейших людей своего времени.

Учился Даниил в Киевской кол­легии - тогдашнем центре рус­ского просвещения. Там же, в Киеве, постригся в монашество, приняв имя Димитрий. В моло­дости много путешествовал и уже тогда обратил на себя внимание глубокими познаниями и редким про­поведническим даром.

Выдающийся деятель христианства, митрополит Ростовский известен и как просветитель, обществен­ный деятель, сподвижник Петра I.

Его богатое творческое наследство свидетельству­ет о небывало широком круге интересов - и не только церковных. Он из­вестен и как светский пи­сатель, автор книг по во­просам русской истории, его перу принадлежат сти­хи, памфлеты, драмы.

Современники свидетельство­вали, что Димитрий был очень доступным человеком, заботился об образовании юношества, был страстным ненавистником стяжа­тельства и мздоимства, стремил­ся укрепить в людях веру в свет­лые идеалы.

Димитрий Ростовский умер в 1709 году, на 58-м году жизни. Перед смертью он писал в заве­щании: «Я не собирал ничего, кроме книг: у меня не было ни золота, ни серебра, ни излишков одежд...» По завещанию в гроб покойнику положили черновики рукописей незаконченных сочине­ний.

Волею монархов - сначала Елизаветы Петровны, а затем Александра I - частица сана это­го замечательного человека ста­ла названием нашего города - Ростов («на-Дону» - в отличие от «Великого»).

Мне доводилось недавно пи­сать об этом в «Вечернем Ро­стове» в связи с устремлениями возвести у нас памятник святому Димитрию.

Помните? К Дню города был проведен скоропалительный кон­курс на проект монумента, выбра­но место для него и т.д. и т.п., хотя по христианским канонам на Руси принято ставить святым па­мятные кресты, часовни, церкви. Но сторонников памятника свято­му Димитрию не останавливает даже то, что митрополит Ростов­ский имел весьма косвенное от­ношение к нашему городу (вер­нее сказать - не имел вовсе!). Поэтому мы и высказались оп­ределенно и категорично: памят­ник святому Димитрию, митро­политу Ростовскому, в Ростове-на-Дону не нужен!

Читатели активно поддержали позицию газеты. На ее страни­цах выступили скульпторы, худож­ники, ученые, делая достоянием общественности то, очем ранее говорилось на узких совещаниях или вих кулуарах.

Как известно, решение этого вопроса теперь отложено до мар­та. Надеемся, оно будет разум­ное, и средства, которые кое-кто хотел бы истратить на создание ненужного вгороде монумента, будут направлены - если эти средства, кстати, уже есть?! - на более неотложные дела.

А образ святого Димитрия Ростовского, его великие дела как просветителя и замечательного человека мы сохраним в серд­цах. Увековечим его память бо­лее приемлемым, достойным об­разом.

24 декабря 1996г., ВР.
.