rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Памятник Димитрию - или себе?

ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ - ИЛИ СЕБЕ?

    Каким быть памятнику святому Димитрию Ростовско­му? - этот вопрос, заданный «Вечерним Ростовом», вызвал взволнованные отклики ростовчан. Некоторые письма уже опубликованы в газете, но они все идут и идут. Разговор еще не закончен...

       Еще шесть лет назад злопо­лучная модель, сделанная, как и все, что исполнял ее автор - блестяще и эффектно, «на за­каз», - была отвергнута науч­ным советом областного музея краеведения, не нашедшим в ней ни художественной, ни ис­торической ценности.

      Модель памятника святому Димитрию Ростовскому была сработана столь поверхностно, формально, что по содержанию и даже в трактовке лица похо­дила более на автора, чем на подлинную историческую лич­ность, чьи иконописные изобра­жения широко известны. Импер­ское величие гипсового колос­са было под стать предшествующим скульптурным героям А.А.. Скнарина.

     Нет у святых, в отличие от деятелей при культуре и госу­дарстве, ни гордыни, ни велеречивости, ни властности. Есть только вечная молитва - сер­дечная, некорыстная, святая. «От похвальбы происходит воз­ношение, от возношения - па­дение, а падение есть от Бога отлучение», - так писал в «Азбуке духовной» святой Димитрий.

Подумать бы об этом Скнарину, да и пересмот­реть свой путь. Что оста­вил потомкам? На самых высоких пьедесталах - са­мые твердые и неруши­мые (да нет, природа уже их разрушает) идеалы ре­волюции, прозванные пос­ле столичных фельетонов «каменными гостями». А чем «Преемственность по­колений»  на площади Стачки  не  «каменный гость»? Грозен и груб ее черный силуэт, нависший над городом.

    Кстати, низкий профес­сиональный уровень, художес­твенность скнаринских изваяний отмечал в своем решении ху­дожественный экспертный совет Худфонда РСФСР, требуя оста­новить работы по сооружению монументов Скнарина. И все же они были возведены. Как и ныне - по настоянию городс­ких властей.

      Не остановить рвущегося к «великому» как в теме, так и в масштабах ваятеля!

   Пришло новое время, души людей обратились к церкви, ее святым примерам. Для тех, кто разделял и властвовал в Союзе художников, пришло время ре­анимировать мертворожденный образ, улучшить, доработать, исправить детали. Осталась та же композиция - лож­ный пафос многометрово­го истукана, на высочай­шем «ракетном» постамен­те. Монумент привязан точнехонько к месту, где находился памятник царю-мученику Александру II, стоявшему в молении у кафедрального собора. И снова - одобрение город­ских властей и руководст­ва культуры Ростова, и снова модель навязывает­ся на закупку открещива­ющемуся от нее музею краеведения.

    Ну а если культурная общественность требует проведения конкурса на лучшее решение памятника - он устраивается, как в сказке: «исполнить мо­дель скульптуры святому  покровителю города за две недели». Без участия деятелей культуры, науки, верующих, священников, не слушая всех, кто успел высказаться в прессе, по телевидению, в кни­ге отзывов, экспертная адми­нистративная комиссия отмета­ет всех участников, кроме Скнарина и столичного автора.

Вероятно, две неделивсемостальным, кроме А.А. Скнарина, семнадцати участникам кон­курса были даны для профор­мы, как статистам в уже напи­санной пьесе, где давно решен хозяйственный, но не духовный вопрос о памятнике святому.

     Да и успел ли кто из авторов прочесть за этот срок хоть один из томов св. Димитрия? Или пе­режить духовное содержание его жизни, чтобы взяться за святое дело помолясь, благословясь, трепещущими руками? А зачем? Ведь он казак был - Туптало - запорожский! Вот мы казака и изобразили! Сильного, могучего! Со всеми подробнос­тями святого облачения!

     Вот на этом и нужно ставить точку. Ищите святого во всех величественных изваяниях - не найдете. Не было на русской земле помпезного митрополита-императора в те времена. И не потребовал бы он никогда себе памятник за два миллиарда, и не потеснил бы царя-мученика с его исторического исконного места у собора: «Зачем мне па­мятник, други мои! Памятник мой - книги и молитвы и недо­писанные рукописи в нетленном гробе. А памятники - их пусть католики себе ставят. В Вати­кане...»

С. ВАСИЛЬЕВ - скульптор,
   Я. ЗАНИС - архитектор.
4 ноября 1996г. ВР.
.