rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Тяжелые годины ростовского храма

Тяжелые годины ростовского храма

   19821 сентября 2001 года православные христиане от­метили один из двенадцати главных (дву­надесятых) праздников - Рождество Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник для ростовских верующих имеет особое значение, ведь в нашем го­роде имеется Собор Рождества Пресвятой Богородицы, которому весной следующего года исполнит­ся 180 лет.

Надо сказать, что место под со­бор было выбрано задолго до строительства. Оно было опре­делено ещё на первом плане го­рода, утвержденном в 1811 году. Однако непосредственно строи­тельство храма началось в 1854 году на месте разобранной кирпичной церкви, возведенной в ранг собора в 1822 году. Официальное освящение состоя­лось 20 апреля 1822 года. К этому времени вмести­мость собора уже была явно недостаточной для Рос­това, и жители города решили построить новый храм. Синод предложил использовать образцовый проект - один из вариантов храма Христа Спасителя в Москве, выполненный академиком архитектуры Константином Тоном. Обобщив опыт древнерусского зодчества, он разработал типовые про­екты храмов на 1000, 500 и 200 прихожан. Прави­тельство настойчиво реко­мендовало использовать его образцовые проекты, потому что они не только отличались отменным вку­сом (как-никак Тон был ав­тором Большого Кремлев­ского дворца, Оружейной палаты, храма Христа Спа­сителя и т. д.), но и значительно удешевляли строи­тельство. Правда, Ростовское духовное правление и горожане были вынуждены обратиться к академику с просьбой еще больше удешевить строительство собо­ра. Что и было сделано архитектором за счет отказа от лепных украшений и замены мраморной облицовки высококачественной штукатуркой. По проекту собор должен был выглядеть белокаменным и златоглавым. Однако в 1860 году, когда строительные ра­боты подходили к завершению, оказалось, что де­нег на позолоту нет. Луковичные главы были временно покрыты ярь-медянкой - зеленой краской.

Колокольня возводилась с 1875 по 1887 год по проекту донского архитектора-инженера Антона Кампиони в соавторстве с архитектором-художником Дмитрием Лебедевым. Средства на ее сооружение дал ростовский коммерсант П. Р. Максимов.

    28 апреля 1875 года соборная администрация пригласила архитектора Лебедева для разбивки фун­дамента, а 29 июня состоялась торжественная за­кладка фундаментов колокольни. Нулевой цикл был закончен к 30 октября, но затем строительство решили приостановить на три года для полной осадки выстроенного фундамента.

22 октября 1887 года, в день Казанской Божьей Матери, при многочисленном стечении народа в 8 ча­сов утра, перед литургией, состоялось освящение но­вой каменной колокольни, и в тот же день - поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16,5 тонны). Прочие колокола подняли на колокольню ранее -15-17 октября. Большая часть из них была подарена храму ростовским купцом Панченко. В день освящения состоялась и установка часов, пожертвованных собору городом. Стоимость строительства колокольни состави­ла 127615 рублей 20 копеек.

Трудные дни пережил собор в советское время. В начале 1920-х годов были разобраны западная и южная паперти. В 1923-1928 годах в доме на собор­ном подворье проживали священники. Они были вы­селены по своему социальному положению и как не состоявшие в профсоюзе. С 1930 по 1942 год на подворье размещался зверинец, а собор использовался под склад. В 1942 году верхние ярусы коло­кольни были взорваны как способствующие «де­маскировке» города. Только с конца 1940-х годов собор вновь стал действующим. В нём был уста­новлен иконостас, выполненный в Москве по образцу разобранного в 1930-е годы иконостаса храма Хрис­та Спасителя. В 1989 году соборное подворье как имеющее большое историко-культурное и градоформирующее значение было принято под охрану госу­дарства. И по благословению митрополита Ростов­ского и Новочеркасского Владимира были начаты реставрационные работы по всему комплексу...

По библейскому преданию, для спасения людей Сын Божий восхотел принять образ человека и для своего воплощения избрал Источник чистоты и святости - Деву Марию, которая должна была явиться Матерью Иисуса. Пресвятая Дева роди­лась в галилейском городе Назарете от праведных родителей Иоакима и Анны. Дожив до преклонных лет, они не имели детей, что считалось у евреев наказанием за грехи. Но праведники не отчаивались и молились. Они обещали, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, то есть отдадут в храм для служения до совершеннолетия. Господь услышал молитву праведников и даровал им дочь - Пресвятую Деву Марию, удостоившуюся быть Матерью Спасителя Иисуса Христа.

.