rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Колокольни чудный звон

колокольни чудный звон не потревожит ТИХИЙ ДОН

КАК СТРОИЛИ

199Земля, на которой стоят собор и колокольня, изначально предна­значалась для святого места: строительство церкви здесь было определено еще на первом пла­не города, утвержденном в 1811 году. Сперва здесь стояла неболь­шая кирпичная церквушка, кото­рую разобрали в 1854 году, что­бы начать возведение большого собора по проекту академика К.Д. Тона. Он был освящен в 1860 году. Песня «А над Доном золо­тые купола» (сложенная уже в наше время) грешит историчес­кой неточностью: из-за нехватки средств смету на строительство собора всячески урезали и луко­вичные главы тогда не были по­золочены, а просто покрыты ярь-медянкой - зеленой краской.

Колокольня строилась гораздо позже - с 1875 по 1887 год по проекту донского войскового ар­хитектора-инженера Антона Кампиони в соавторстве с архитекто­ром Дмитрием Лебедевым. Она состояла из четырех ярусов: на первом размещалась церковь свя­того Николая Чудотворца, на вто­ром и третьем - звонница, на четвертом - механизм башенных часов. Строительство собора и ко­локольни осуществлялось на по­жертвования именитых горожан, предпринимателей и купцов - П. Максимова, С. Кошкина, К. Не­федова и других.

С сооружением собора и ко­локольни сформировался узнава­емый и по сей день облик го­рода при подъезде с юга. Со­бор и колокольня стали неотъ­емлемой частью Ростова: пол­ностью снести эти святыни не поднялась рука даже у воинству­ющих вандалов-безбожников в 30-е и 60-е годы.

КАК РУШИЛИ

В годы Советской власти были снесены многие храмы. Судите сами: до 1917 года в Ростове и Нахичевани было 15 православ­ных храмов (не считая церквей при учебных заведениях, больни­цах и богадельнях), восемь ар­мянских церквей, старообрядчес­кая и греческая церкви, две си­нагоги, костел, мечеть, кирха... Большинство из них были стерты с лица земли в «пятилетку атеиз­ма», которую объявил в 1932 году главный безбожник СССР Емельян Ярославский (Губельман): «Господь и его земные слуги должны быть ликвидированы к 1.05.37».

Вот какие постановления при­нимали рабочие и служащие на собраниях тех лет: «Считать Бога несуществующим. Удалить куль­товые предметы. Ходатайство­вать перед рабоче-крестьянской властью о закрытии церквей, пре­пятствующих свободному разви­тию человеческой мысли...»

Службу в соборе заставили прекратить еще в начале 20-х го­дов. Священников, проживающих на соборном подворье, выселили с формулировкой «как не состоя­щих в профсоюзе». Южная и за­падная паперти были разобраны, на территории собора размести­ли зверинец, а сам собор и пер­вый ярус колокольни стали ис­пользовать как склад. Колокола были варварски сброшены на землю и разбиты.

В 1942 году, когда советские войска под натиском наступающих немцев отходили за Дон, нашими саперами были взорваны два верхних яруса колокольни, так как с нее великолепно просматрива­лась вся пойма Дона, что исполь­зовали немецкие корректировщи­ки огня. По другой версии, два верхних яруса сбила огнем наша дальнобойная артиллерия - по той же причине. Отступив за Дон, наши обнаружили, что позиции и передвижение войск великолепно просматриваются противником вплоть до Батайска.

Служить в соборе начали в 1942 году: разрешили оккупаци­онные власти. И этот штрих не украшает историю взаимоотноше­ний Советского государства и церкви.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЛИ

200После освобождения Ростова собор опять стал действующим. Его отреставрировали, установи­ли иконостас, выполненный по об­разцу иконостаса взорванного храма Христа Спасителя.

С колокольней оказалось слож­нее. Но сносить до основания ее, слава Богу, не стали. Разрушен­ную кладку второго и третьего ярусов разобрали, установили ку­пол над первым ярусом. Получил­ся Никольский храм, в котором крестили детей.

В 1989 году ростовское собор­ное подворье было наконец при­нято под охрану государства - как имеющее большое историко-культурное  значение.  Одновременно, по благословению митро­полита Ростовского и Новочер­касского Владимира, были нача­ты реставрационные работы. Проект восстановления колоколь­ни был разработан в институте «Спецпроектреставрация». Автор проекта - архитектор Ю.Н. Солнышкин.

Восстанавливалась колокольня почти десять лет. «Вечерний Ро­стов» регулярно освещал ход строительства, которое шло мед­ленно, нервно, с перерывами...

В Воронеже отлили новые ко­локола для звонницы. К сожале­нию, нынешний благовест уже не тот. Старый колокол, разбитый в 20-е годы, весил 16 с половиной тонн, его звон был слышен за 30 километров. Новый колокол - в три раза легче.

Этим летом во время строи­тельных работ на восстановлен­ной колокольне произошло, навер­ное, первое чудо. Со второго яру­са, с высоты 30 метров (высота девятиэтажного дома!), упал шту­катур Виктор Чанпалов. Он не получил ни переломов, ни сколь-либо серьезных ушибов. Из при­емного отделения БСМП-2, куда его доставила «скорая помощь», Виктор ушел на своих ногах. Столь невероятное везение он воспринял как знамение свыше и через пару дней принял креще­ние.

Как сказал нам помощник пред­седателя приходского совета Александр Зайцев, за время ра­бот по восстановлению колоколь­ни крестились почти все строи­тели, в них участвующие.

6 июля на верхушку колоколь­ни при помощи вертолета была установлена золоченая главка. Она имеет восемь граней - точь-в-точь как та, что слетела с коло­кольни в 1942 году.

КАК СЕЙЧАС?

Думаю, что в Ростове не най­дется ни одного человека, кото­рый бы усомнился в целесооб­разности  восстановления  колокольни. Панорама города теперь смотрится совершенно по-друго­му: придется переделывать зано­во все открытки, календари и пла­каты с видами Ростова.

Внутри колокольня все еще представляет собой стройплощад­ку. Тут и там копошатся штукату­ры, кровельщики. Работа кипит.

Никольский храм на первом ярусе пока бездействует. Здесь сложены стройматериалы, все засыпано пылью и штукатуркой. Но наши провожатые все равно крестятся перед входом: храм есть храм. Здесь, конечно же, тоже будет сделан ремонт, ког­да закончатся работы на коло­кольне.

Железная лестница, ведущая наверх, временами весьма крута. Второй и третий ярусы открыты ветру, он срывает сумку с плеча, заставляет крепче держаться за поручни. Вот и большой колокол, укрепленный на двух мощных ме­таллических швеллерах. Он невоз­мутим в своем пятитонном вели­чии, его едва удается качнуть. Ка­кой же махиной был тот, 16-тон­ный колокол?!

В неожиданном ракурсе с ко­локольни предстает стоящий ря­дом собор. До его главы и гла­вок - рукой подать. Они ярко сияют золотом на сентябрьском солнце - от бликов невольно жму­ришься.

На верхнем ярусе - затишье. Окна здесь закрыты дубовыми ра­мами (по образцу прежних) и за­стеклены. Раньше здесь распола­гался большой механизм башен­ных часов. Теперь здесь тоже часовой механизм - циферблаты развешаны на колокольне с че­тырех сторон. Но этот механизм уже современный: небольшая ко­робочка с электронным табло и подвешенными запасными аккуму­ляторами. Часы всегда будут по­казывать точное время. Они сде­ланы в Санкт-Петербурге, а об­служивать их будет ростовское предприятие «Ремчас».

Высота колокольни - 72 метра (вместе с крестом). С третьего яруса (около 60 метров) открывается чудесный вид на Ростов. Наш город, несмотря на свой возраст, молодеет на глазах. Первое, что замечаешь, это большое количество строек. Подъ­емные краны и там и тут торчат цаплями, дополняя городской пейзаж. Значит, не все так плохо, если строимся. Значит - уверенно думаем о будущем!

До завершения восстановления колокольни осталось совсем немного: неделя-две. Она будет освящена, а звук колоколов, как и встарь, будет разноситься над Доном...

7 сентября 1999г., ВР.
.