rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Леваневский Сигизмунд Александрович

Леваневский Сигизмунд Александрович

15.05.1902 - 13.08.1937 Герой Советского Союза06 Леваневский Сигизмунд Александрович – полярный лётчик Главсевморпути.

   Родился 2 (15) мая 1902 года в городе Санкт-Петербург. Поляк. В детстве и юности продолжительное время жил в деревне Сокулка Гродненской губернии (ныне – город Сокулки, Польша). В 1916 году окончил 3 класса уездного училища. Работал чернорабочим на заводе.  

  Участник Октябрьской революции 1917 года, красногвардеец. Участвовал в проведении массовых обысков в городе, разыскивал продовольственные запасы на товарных станциях.

     В Красной Армии с 1918 года, боец продотряда в Вятской губернии. Участник гражданской войны: с 1919 года – командир роты и батальона, начальник штаба и командир стрелкового полка (Восточный фронт). В 1921 году участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.

   С 1921 года – завхоз 4-го воздухоплавательного отряда (город Петроград). Осенью 1923 года направлен на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков, но опоздал к началу занятий. Временно работал завхозом Севастопольской военной школы морских лётчиков (ВШМЛ). С 1924 года – курсант Севастопольской ВШМЛ, окончил её в 1925 году. Служил в строевых частях ВВС Красной Армии. Затем – лётчик-инструктор Севастопольской ВШМЛ. С 1928 года С.А.Леваневский – в запасе.

  В 1928-1929 годах – лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима. В 1929-1933 годах – начальник Всеукраинской лётной школы Осоавиахима (город Полтава). С весны 1933 года – в Полярной авиации. Летом 1933 года перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. 13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему аварию при выполнении кругосветного перелёта американскому лётчику Дж.Маттерну. 20 июля 1933 года доставил американца в город Ном (Аляска). Осенью 1933 года совершил ряд агитперелётов по Украине.

  В феврале 1934 года через Европу вылетел с Г.А.Ушаковым и М.Т.Слепнёвым в США для закупки самолётов. На них они должны были участвовать в спасении челюскинцев. Были закуплены два самолёта «Консолидейтед Флейстер».

   29 марта 1934 года на одном из них вылетел с Г.А.Ушаковым из Нома в Ванкарем. Из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку. Самолёт был разбит, и поэтому С.А.Леваневский не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Но, тем не менее, он всё же (потеряв самолёт) доставил в Ванкарем руководителя спасательной операции Г.А.Ушакова.

   За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Леваневскому Сигизмунду Александровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

   С 1934 года учился в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В начале 1935 года прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого он выдвинул на страницах газеты «Правда».

   3 августа 1935 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – Г.Ф.Байдуков, штурман – В.И.Левченко) предпринял попытку перелёта Москва – Северный полюс – Сан-Франциско (США). Однако из-за технических неполадок полёт был прерван над Баренцевым морем, самолёт совершил посадку на аэродроме Кречевицы (в районе Новгорода).

   Летом 1936 года С.А.Леваневский выехал в США для закупки самолёта для нового трансарктического перелёта. Не найдя там ничего подходящего, закупил гидросамолёт «Валти» V-1А, и 5 августа 1936 года вылетел на нём из Лос-Анджелеса и, через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября 1936 года прибыл в Москву.

   В апреле-мае 1937 года испытал в Севастополе, а затем перегнал в Москву закупленные в США амфибию S-43 и летающую лодку «Дуглас» DF.

  12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (второй пилот – Н.Г.Кастанаев, штурман – В.И.Левченко, бортрадист – Н.Я.Галковский, бортмеханики – Г.Т.Побежимов и Н.Н.Годовиков) С.А.Леваневский стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден. По одной из наиболее аргументированной версии, Н-209 потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.

    Жил в Москве.

    Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

   Его именем названы улицы в Архангельске, Казани, Липецке, Москве, Полтаве, Севастополе, Сумах, Туле и других городах, остров в Баренцевом море, гора в Антарктиде. Николаевское военное авиационное училище морских лётчиков носило имя Героя. В городе Полтава (Украина) на доме, в котором жил С.А.Леваневский, установлена мемориальная доска.

 
 Сочинения:
Моя стихия. Ростов-на-Дону, 1935.
 
Источники:    
Водопьянов М.В. Повесть о первых Героях. - М.: ДОСААФ, 1980
Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985
Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 
 сайт http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=605
0708
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
09
 
10
 
 
 
 
 
 
 
 
.