rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Алябьев Александр Александрович

Алябьев Александр Александрович

 (1787-1851) русский композитор

          80Алябьев - один из самых заметных композиторов своего времени. Он происходил из старинного дворянского рода. Отец Александра занимал важный правительственный пост - был президентом Берг-коллегии и главноуправляющим Межевой канцелярией. Алябьев получил прекрасное по тем временам домашнее образование и, как многие юноши его круга, начал учиться в пансионе при Московском университете. Но на этом его образование закончилось, потому что с началом войны 1812 года Александр ушел в армию. Он служил в гусарах и прошел путь от корнета до подполковника. В его послужном списке отмечено: «Будучи употреблен в опасных местах, везде отлично исправлял данные ему поручения». 

                Алябьев участвовал в крупных сражениях, заслужил славу отважного офицера, а потом попросил, чтобы его откомандировали в партизанский отряд отважного гусара и знаменитого поэта Дениса Давыдова. Партизаны прославились своей храбростью и бесстрашием, на их счету было множество отчаянных вылазок и нападений на французские войска. Однако особой дисциплиной они не отличались. Однажды отряд Давыдова без санкции высшего командования захватил Дрезден. Командира отстранили, вместе с ним в знак протеста уехал и Алябьев. 

                Вскоре друзья снова стали служить вместе в гусарском полку, командиром которого был назначен Давыдов. Этот полк первым вошел в Париж. 

За свои боевые заслуги Алябьев удостоился множества наград. «Гусарская вольница» пришлась по душе композитору, поэтому после войны он еще долго ходил в военном мундире. За эти годы у него появилось много боевых друзей, среди них будущие декабристы П. Муханов, А. Бестужев-Марлинский, Ф. Глинка. На войне он также сдружился с Грибоедовым. 

                Первое крупное произведение - комическую оперу «Лунная ночь, или Домовые» - Алябьев написал скорее для себя, чем для публики. Она была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы. Правда, опера в репертуаре не удержалась и даже не была издана. Аналогичная судьба постигла и следующее крупное сочинение композитора - водевиль «Путешествующая танцовщица» (1824). Он был забыт после нескольких спектаклей в Москве. Даже помощь друзей - композитора А. Верстовского и переводчика А. Писарева, с которыми Алябьев написал еще две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или дело мастера боится» (1824) и «Приключения калифа» (1826), - не смогла изменить ситуацию. 

                В 1825 году в жизни Алябьева произошел нелепый, но трагический случай, который полностью изменил судьбу композитора. Однажды он устроил у себя дома званый ужин для друзей. Все изрядно выпили, потом стали играть в карты. Один из гостей, воронежский помещик Времев, отказался уплатить крупный проигрыш, намекая при этом, что игра была «нечистой». Они с Алябьевым подрались, а через три дня Времев умер. Алябьеву предъявили обвинение в его убийстве. Следствие длилось целых три года, и все это время Алябьев провел в тюрьме, в одиночной камере. 

               Близкие Алябьева подозревали, что причина этого сурового заключения кроется в дружбе композитора с декабристами. Хотя он сам и не принимал участия в декабристской организации, после декабря 1825 года преступлением считались даже дружеские связи с участниками восстания на Сенатской площади в Петербурге. 

                Ничего не могли сделать знатные, богатые родственники композитора. Они добились единственного: в камеру Алябьева разрешили поставить фортепьяно, и композитор получил возможность отвлечься от своей горькой участи. 

                В заточении он писал веселую музыку к водевилям, сочинял балеты, романсы. Тогда-то и был написан знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс родился не случайно. В русском фольклоре соловей всегда считался символом воли, свободного полета. Ведь соловьи никогда не поют в клетках, и Алябьев, написав свой романс в сырой полутемной камере, надеялся на благоприятный исход дела. 

              Однако, несмотря на то, что вина Алябьева так и не была доказана, его осудили. Композитора лишили дворянства, всех чинов, всех гражданских прав и боевых наград. Он получил предписание жить в сибирских городах, что в буквальном смысле означало ссылку. Кроме того, его предали церковному покаянию на семь с половиной лет. 

                Алябьев поселился в Тобольске. Там он снова погружается в работу, единственное, что спасает его от отчаяния. Он много сочиняет, организует духовой оркестр, дирижирует, участвует в любительских концертах. В Сибири Алябьев написал такие замечательные романсы, как «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона», и другие, которые пересылал друзьям в столицу, поэтому произведения композитора продолжают звучать на концертах в Москве и в Петербурге. Однако на афишах имя Алябьева не пишут, оно обозначается только инициалами - «А. А. ». 

                Перенесенные страдания, сырость одиночной камеры, полученные на войне раны - все это сказалось на здоровье композитора, которое становилось все хуже и хуже. Хлопоты родственников увенчались успехом, и Алябьеву разрешили поехать на Кавказ подлечиться. 

                В 1832 году композитор наконец вырвался из ссылки. Несмотря на болезнь, это был подарок судьбы. Алябьев как одержимый пишет музыку, он записывает грузинские, армянские, азербайджанские мелодии, песни других кавказских народов и выпускает сборник романсов «Кавказский певец». Тогда же он пишет мелодраму «Кавказский пленник» (по произведению А. Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» на сюжет А. Бестужева-Марлинского. Вместе с украинским композитором Максимовичем Алябьев работает над сборником украинских народных песен «Голоса украинских песен», который высоко оценил Н. Гоголь. 

                Однако разрешенный срок подошел к концу, и Алябьев был вынужден снова вернуться в ссылку. На этот раз его оставили в Оренбурге. Композитор и здесь много работает. Он записывает башкирские, туркменские, киргизские песни и разрабатывает их мелодии в своих произведениях. 

             Генерал-губернатором Оренбурга в то время был Василий Алексеевич Перовский, который приходился дядей известному писателю А. К. Толстому. Многие детали его биографии и черты характера легли в основу образа Пьера Безухова, героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир». 

                Перовский был также известен своими военными заслугами, а во время выступления декабристов он был рядом с царем на Сенатской площади и прикрывал его от пуль. Генерал-губернатор проникся сочувствием к композитору и обратился к Николаю I с просьбой о смягчении его участи. Царь не мог отказать в просьбе такому человеку. Алябьев получил разрешение жить в поместье у родных, но ему запрещалось приезжать в обе столицы. 

Перовский этим не ограничился. Он добился у царя, чтобы Алябьева восстановили в гражданских правах, и взял композитора к себе на службу, причем дал ему предписание по пути в Оренбург заехать в Москву. Так Алябьев снова оказался в столице. Он не спешил с прибытием на место службы, впрочем, Перовский и не торопил его. 

                Алябьев прожил в Москве нелегально несколько лет. Ему приходилось устраивать постоянные инсценировки, чтобы не докучала полиция. Он разъезжал по городу в дорожном экипаже с привязанным к нему сзади простым сундуком, как будто отправляясь в дальнюю дорогу. Здесь он женился на своей давней пассии Екатерине Александровне Офросимовой, принадлежавшей к знатному роду Римских-Корсаковых. Эта необыкновенно красивая и обаятельная женщина с радостью согласилась стать женой композитора, хотя он был уже немолод, серьезно болен и официально находился в ссылке. 

                Счастье добавило ему сил. К тому же вскоре успешно разрешились хлопоты родных, жены и друзей, в результате чего композитору было позволено жить в Москве «под надзором полиции», но с тем, чтобы «не показываться на публике». Выполнить это было сложно, поскольку музыка Алябьева исполнялась повсюду и композитор был желанным гостем во всех салонах и на концертах. 

                В этот период он написал еще несколько произведений и среди них несколько песен на стихи поэта-революционера Н. Огарева - «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож» и другие. Всего за свою жизнь Алябьев написал 7 опер, 20 водевилей, множество произведений для симфонических и духовых оркестров, ряд камерных ансамблей и фортепьянных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов на стихи П. Вяземского, А. Грибоедова, А. Дельвига, В. Жуковского, Н. Огарева, А. Пушкина, Н. Языкова. 

                Алябьева можно считать предшественником русских композиторов-классиков. Впервые в его сочинениях зазвучали темы изгнанничества, одиночества, странничества, неразделенной любви. Многие мотивы его произведений звучали в романсах и сто лет спустя. Классическими образцами романсов стали «Соловей» на стихи А. Дельвига, «Зимняя дорога» и «Я вас любил» на стихи А. Пушкина. Но, конечно, наибольшую известность получил «Соловей». Его распевали повсюду. М. Глинка написал фортепьянные вариации на тему алябьевского «Соловья», а позже венгерский композитор Ференц Лист создал фортепианную транскрипцию романса. Его исполняли величайшие певицы мира в качестве вставного вокального номера в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини. «Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу, - писал П. И. Чайковский. - Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!!»

                Силы композитора были на исходе, тяжелая болезнь прогрессировала, и в 1851 году Алябьев умер. 

Сайт http://biografiivsem.ru/alyabev-aleksandr-aleksandrovich
.