rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове

По рельсам трамвая

 

По рельсам трамвая "семерки"...

Как известно, электрический транспорт в Ростове-на-Дону как-то уступил место бензиновому. Не стучат уже трамвайные колеса по улицам Текучева, Варфоломеева и Черепахина, проспектам Нагибина и Стачки и верхней части Буденновского проспекта. Несмотря на то, что разумом понимаешь, что такой трамвай, какой он был - тихоходный и часто ломающийся - нам не нужен, но приятно было, когда вечером можно было неспешно прокатиться, например, по "шестерке" от ЦГБ до Горького. Но несмотря на эту политику снесения электротранспорта с наших улиц, остался у нас в городе район, транспортное сообщение которого держится исключительно на трамвае. Речь идет о Лендворце и близлежайщей части Западного жилого массива. Несмотря на то, что там уже наладили и альтернативный транспорт - "маршрутки" №20 и №48, жители Лендворца, Олимпиадовки и близлежайших районов до сих пор, в основном, ждут трамвая, несмотря на то, что он ходит намного реже, чем лет 10-15 назад. Пойдем по его рельсам и мы, и заодно посмотрим, что же интересного находится в том районе.
po-relsam
Начало нашего пути уже знакомо - перекресток улиц Содружества и Толмачевской. Только сейчас мы пойдем в сторону улицы Мичуринской не по последней, а чуть выше. Пройдя мимо девятиэтажки, расположенной по правой стороне улицы Содружества, мы углубляемся во двор этого знакомого жителям ЗЖМ дома и выходим на улицу, забаррикадированную огромными бетонными блоками. Такую картину мы наблюдаем уже не один год, и думается нам, это сделано неслучайно. Жильцы окрестных домов, видимо, не хотели проезжающего потока машин мимо их улиц и играющих детей, и своими силами решили устранить все проблемы.
po-relsam1
Квартал этих ростовских улиц носит названия городов и регионов - например здесь есть улицы Томская, Смоленская, Петрозаводская и Кустанайская. Но мы идем по улице Мечетинской, названной, видимо, в честь станицы, расположенной в Ростовской области и неспроста. Почти подходя к Мичуринской улице среди домов справа как мираж вырисовывается детская площадка с футбольным полем и несколькими детскими качелями-каруселями. Честно говоря, в то время когда обычно такие площадки превращают с автомобильные паркинги удивляешься, как такое может быть. Но эта площадка - не сон... и ей активно пользуется ребятня соседних улиц. Активно раньше пользовались ей и мы - с друзьями приходили мы сюда пить пиво и разговаривать, когда не хотелось забредать далеко в Ботанику. И честно говоря, всегда поражались ауре этого места - тишина и спокойствие, рядом играют дети... а мы сидим и общаемся на фоне этого рая. Сейчас конечно здесь безлюдно, грязь и слякоть делают свои мрачные дела, но не за горами весна!
po-relsam2
 А я тем временем выхожу на улицу Мичуринскую совсем рядом с конечной "Семерки". В этом месте и до площади Мичурина эта улица напоминает большой проспект, плюс сбоку проходит колея для трамваев и "грунтовка" для местных машин. Только вот автомобилей здесь проезжает немного - по бокам частный сектор, все крупные строения находятся в другой части Западного жилого массива. 
 po-relsam3
 Мы же пройдем по рельсам по направлению к проспекту Стачки. Справа по пути будет находиться железного строение достаточно большого продуктового магазина, но он уже закрыт. Видимо, магазин с большой площадью стало держать хозяевам нерентабельно и они решили прикрыть бизнес. А ведь еще месяц назад здесь можно было приобрести бутылочку настоящего чешского пива, розлитого там же - найдете ли вы его в большинстве магазинов? В этой связи возникает вопрос, а какой формат магазина рентабелен для частной застройки? Мелкий ларек на первом этаже дома, в котором соседям можно отдавать продукты в кредит? Или большие супермаркеты в центрах этих районов? Есть мысли, господа читатели?
po-relsam4
 Впрочем идти до Мичуринской площади мы не будем - на ней мы еще остановимся, а сделаем небольшой крюк внутри района, повернув налево на улицу Калинина. В отличие от пройденных ранее мест, здесь преобладает хаотическая застройка, улицы петляют как хотят и вполне можно заблудиться. Так переулок может незаметно повернуть на 90 градусов, а повернув туда же, вы вполне можете очутиться почти на преждем месте. По крайней мере, автору удавалось на пятачке там так пропадать, что можно было диву даваться. Вроде пространства от улицы Мичуринской до Мадояна - минут пять ходьбы, так удавалось так закрутиться, что в конце-концов вышел в обратную сторону, не подозревая того. И вот, совсем чуть пройдя по улице Калинина, опять натыкаемся на рельсы "семерки".
po-relsam5
 
po-relsam6
 Трамвай делает крюк через Мичуринскую площадь, а на самом деле там опять же пять минут ходьбы. И сразу видно, насколько велика разруха в наших сердцах. Ржавые маталлические опоры контактной сети, совершенно убитые остановки...
po-relsam7
 Только двухэтажные коттеджи разбавляют мрачный пейзаж - но их владельцам трамвай то как раз и не нужен. Кое-где встречаются совсем заброшенные дома, есть и результаты пожаров. 
po-relsam8 
 Но вот по рельсам мы постепенно выходим на некое подобие цивилизации. Пятиэтажки на пересечении улиц Калинина и 3-й Кольцевой являются локальным центром этого микрорайона. Здесь есть и ларьки, был когда-то хозяйственный магазин, но на его месте стоит уже продовольственный. Есть здесь жизнь! И показателем этого является почти вплотную примыкающее футбольное поле, на котором грящь месят 10-летние мальчишки. Нет, пока в нашей стране мы можем наблюдать такую картину, не переведутся таланты типа Стрельцова и Яшина. Что этим мальчишкам дать? Консервную банку и два дерева - уже будет суперматч! А если есть настоящие ворота - эх.. бойтесь владельцы окрестных квартир первых этажей... сколько раз в год вы будете менять стекла?
po-relsam9
Ну да ладно, а мы вслед за рельсами свернем налево и опять уйдем в частный сектор. Совсем немного пройдя мы переходим улицу Мадояна. Она интересна своими горбатыми профилями и практически так же, как и остальные улицы Железнодорожного района на всем его протяжении преобладает частный сектор. Но вот на этом пятачке активно строятся кирпичные дома, а чуть дальше уже имеется микрорайон панельных домов.
po-relsam10
 
po-relsam11
 Честно говоря, несмотря на чистоту воздуха в этих местах, уж очень сложно добраться сюда без автомобиля. Варианта фактически два - трамвай или автобус №15. Но все равно, здесь люди активно используют имеющееся пространство: есть гаражи и небольшие ларьки. А чуть дальше, почти перед самым трампарком построен магазинчик. А ведь это место, на котором он стоит, непростое для жителей этого района. Здесь когда-то стояла пивная, к которой в социалистическое время активно собирался народ. Как-то пошел туда и я с задачей купить дедушке пивка. Подхожу, вижу стоит машина, из которой переливается сей благородный напиток (конечно, его благородство тогда я не понимал). Продавщица, все поняв, налила в баллон откуда-то снизу янтарный напиток и подмигнув, сказала, что лучшего пива не найти. А потом, когда я пришел домой, дед высказал о ней все что он думает и вылил, попробовав пиво, в раковину. Напиток был с хлопьями и, наверное, совершенно непригодным для питья. Как он сказал, она мне налила старое пиво, которое оставалось в емкости... Ну а мне, молодому, что можно было понять? И почему дед так матерится? :) Интересно, икнется ей сейчас?
po-relsam12
 Дойдя до пересечения улицы Ясной и улицы Профоюзной, видим, как трамвайные пути разделяются. Встречное направление поднимается снизу, с улицы Скачкова. Она интересна тем, что по всему протяжению трамвайных путей замощен плиткой! Видели ли вы в Ростове где-нибудь проезжую часть улицы в плитке? Пушкинскую не предлагать по вполне понятным причинам. Ехать по ней удобно, и кстати, многие машины с улицы Некрасовской на улицу Профсоюзную поднимаются не по Силикатному переулку, а именно по улице Скачкова. Причина и в дороге, и в том, что здесь им пренадлежит главная дорога.
po-relsam13
 Ну а мы не машины - свернем направо на улицу Профсоюзную. Трамвайные пути здесь раздваиваются, правая часть идет в парк, левая - к Лендворцу. Раньше можно было наблюдать столпотворение трамваев на правых путях, сейчас же этого нет и в помине. 
po-relsam14 
Сейчас от дороги справа выстроен кирпичный 9-этажный дом, жильцы которого могут наблюдать за работой полупустого депо. Но сейчас оно хоть потихоньку оживает! Сюда на ночь приходят "семерки" и "десятки", есть в нем новый отреставрированный вагон "Татра-3" №105, которая выходит на маршруты. Кстати, именно в этом трамвае я любил ездить в детстве к бабушке, и помню, как в наш город пришли новые "Татры" №99 и №100, которые ходили спаркой по маршруту №6. Потом пришли эти, модернизированные машины "Татра-3М" - их и сейчас можно видеть на "Семерке". Кстати, может быть и хорошо, что не сохранилось кладбища старых трамваев - их в большом количестве можно было наблюдать сбоку от здания трамвайного парка. Грустно было смотреть на это зрелище. Сейчас на его месте и находится этот дом.
Напротив 9-этажки, слева располагается другое здание - "Клуб ветеранов спорта. Бар. Гостиница. Круглосуточно.". Этот наглухо закрытый воротами особняк с высоким забором напоминает несколько другое заведение. Интересно, каких ветеранов спорта объединяет этот клуб?
po-relsam15
 Ну а мы постепенно дошли до парка Собино. Правая колея ушла наверх, к входу в парк, левая вниз вдоль деревьев спускается к улице Гусева. Вдоль трамвайной колеи находятся достаточно непрезентабельные домики с покосившимися заборами. Впрочем, думаем, это ненадолго. Место здесь красивое, и уже несколько хороших домов подтверждает тот факт, что рано или поздно лачуг здесь не останется. Как раз на этом месте мы и заканчиваем наше путешествие.
http://telecom-editor.livejournal.com/44448.html Jan. 8th, 2007 @ 02:57 pm 
.