rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Торговать и отмаливать грехи сможем в одном месте

Торговать и отмаливать грехи сможем в одном месте

    30— Не было в истории города главного архитектора, который бы не мечтал навести порядок на Соборной площади. Нынешнему, Владимиру Гейеру, это должно удастся, — считает его предшественник в руководстве городской архитектурой Вениамин Кравченко.

     Прогноз оптимистический, ведь проблема действительно многотрудная. Нет в Ростове другого места, где бы так открыто сталкивались вечное и проза жизни, духовные, историческо-культурные ценности и коммерческие интересы влиятельных в городе и области людей. Отчего площадь с давшим ей имя Кафедральным собором начала восприниматься как продолжение рядов Центрального рынка. О противоестественности этого не раз писал «РО». И вот на заседании архитектурно-градостроительного совета вынесен долгожданный проект — разработанный по заказу департамента строительства администрации города эскизный план благоустройства Соборной.

      Его разработчики, похоже, отказались от мысли бороться с «менялами у храма». Общее количество торговых мест в окрестностях Соборной по замыслу архитектора Владимира Королёва не сократится, а ещё больше возрастёт. Но предложено ввести по-ростовски размашистый, буйный бизнес в цивилизованные рамки, вернув пешеходам тротуары, а транспорту — дороги.

    Прежде всего, перемены затронут ул. Станиславского, где товары разложены чуть ли не на трамвайных рельсах. Разгрузят и остановочные павильоны общественного транспорта, сейчас зажатые со всех сторон киосками. Продавцам предложат поменять рабочее место, но не саму работу.

    Продолженные от пр. Будённовского и вновь построенные подземные переходы образуют разветвлённый торговый лабиринт, заполненный не только примитивными ларьками, но и современными бутиками. Один из торговых комплексов в двух уровнях разместится на месте практически бездействующего трамвайного кольца на углу Станиславского и Будённовского. Хотя власти пока не согласны жертвовать кольцом, предпочитая иметь его в резерве.

      Другое дело — переложить по новой технологии рельсовые пути, чтобы открыть по Станиславского движение автотранспорта. Автомобилистам вообще грех жаловаться на невнимание к их запросам авторов проекта (в отличие от той части общественности, которая вообще предлагала закрыть центр для всех машин, кроме такси и спецтранспорта). И то верно: сказав «а», то бишь беря курс на развитие торговой инфраструктуры, проектировщики должны были сказать и «б», предусматривая дополнительные полосы движения и парковочные «автомобилеместа».

     А чтобы оставалось свободное место и для людей, парковки тоже предлагается убрать под землю. В частности, должна быть закрыта и перенесена в другое место принадлежащая фирме «Алекс» наземная автостоянка, закрывающая проход к Кафедральному собору.

    Как об окончательно решённом говорилось на архитектурно-градостроительном совете о скором демонтаже пресловутых «Бояркиных палат» на углу ул. Семашко. На освободившемся месте тоже, скорее всего, разместится современная автопарковка.

   Теоретически предлагаемое решение транспортной проблемы выглядит убедительно. Но не заставит ли практика вспомнить поговорку «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…»? Неслучайно один из выступивших усомнился в том, что водители, а большинство приезжают на рынок не на весь день, а на несколько минут, чтобы сделать нужную покупку, захотят тратить время и деньги, чтобы воспользоваться услугами подземных стоянок.

     Остаётся также открытым вопрос, как они вообще смогут сюда добраться? Ведущие к Соборной подъезды уже сейчас забиты транспортом, и включение в транспортную схему ул. Станиславского мало что изменит. Разве что увеличит концентрацию в атмосфере отработанных газов, при том, что все мыслимые ПДК и так уже превышены.

О том, что проект благоустройства обязательно должен включать экологические мероприятия, напомнила представляющая сторону экспертов Елена Герасимова. От кадок с высаженными в них деревцами, которые собираются устанавливать между остановочными павильонами, тени и кислорода на закатанной в асфальт площади не прибавится. Тем более, Ростов — достаточно тёплый южный город, чтобы довольствоваться суррогатами в кадках. И в его шумном пыльном центре хочется видеть не только строительные, но и натуральные зелёные «пятна».

     Эксперт высказалась и за то, чтобы в ходе реконструкции и благоустройства не забыли о сохранении облика исторических зданий, некоторые из которых, как Торговый дом Максимова, обрастают уродливыми, исказившими их облик пристройками. Представляется хороший повод вернуть им первозданный вид.

В то же время автора этих заметок несколько удивила идея Владимира Королёва обнести ряд старых зданий некой аркадой. Возможно, с инженерной точки зрения это будет иметь смысл. Но как впишется псевдоантичная колоннада в исторический облик старого Ростова?

     К сожалению, на заседании совета не прозвучало мнения представителей Ростовской епархии. А ведь речь идёт о площади, доминантой которой является Кафедральный собор. Хорошо, что проектировщики предусмотрели сооружение величественных ворот, ведущих к нему. А вот небесспорный вопрос, нужно ли строить подземный переход, по которому прихожане должны будут ходить на церковные службы (и, скорее всего, мимо тех же бутиков и ларьков), следовало бы прежде согласовать с епархией.

     Не берусь утверждать, но, похоже, над авторами проекта довлел пример реконструкции Манежной площади столицы, превращённой несколько лет назад в огромный подземный торговый комплекс. Дело не только в том, что копия обычно получается бледнее и хуже оригинала. Таких площадей, как Манежная, в окрестностях Кремля несколько. А Соборная на карте и в судьбе нашего города уникальна и неповторима. Не вполне убедительна представленная концепция, и если рассматривать её как бизнес-проект. Покроет ли в итоге торговля те огромные затраты, которые потребуют строительные работы? При нынешнем уровне доходов и платёжеспособности ростовчан абсолютное большинство их предпочитают делать покупки не в бутиках центра города, а на Темернике.

     В чём бесспорный плюс проекта, так это в том, что он всё-таки состоялся. И теперь очень важно вспомнить поговорку об известно куда ведущих благих намерениях и ещё раз тщательно взвесить и откорректировать вызывающие сомнения стороны эскизного плана. Чтобы Соборная наконец-то приняла достойный этой уникальной территории вид, которого она, цитирую Владимира Гейера, заслуживает.

   Что же до пресловутого соседства «храма Маммоны» с Кафедральным собором, то оно рождающихся с предпринимательской жилкой прагматичных ростовчан в принципе никогда не смущало. Как говорится, «не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасёшься», а тут тебе все для этого условия. Вот только не случилось бы, чтобы за грехи и ошибки одних пришлось бы расплачиваться другим.

15 февраля 2006г., РО.
.