rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Место провокации могло бы стать музеем

Место провокации могло бы стать музеем

66Одной из достопримечательностей нашего города является... общественный туалет в переулке Газетном в подвале дома № 82-84/46. Уже несколько лет он закрыт, а между тем в советские времена пользовался большой популярностью у горожан. Правда, современные историки считают его особенным совсем не за это.

Есть версия, что в начале XX века в подвальных помещениях размещалось кафе под названием «Подвал поэтов». В этом богемном заведении была даже миниатюрная сцена, на которой выступали местные стихотворцы, а однажды её почтил своим вниманием «Председатель земного шара» Велимир Хлебников. Позднее в этом же помещении силами актёрской труппы «Театральная мастерская» демонстрировалась творческая постановка пьесы знаменитого поэта «Ошибка смерти».

Так это или нет, историкам ещё предстоит выяснить. Но есть сведения, что в 1942-1943 годах, во время оккупации Ростова немецко-фашистскими захватчиками, оккупанты устроили в подвале дома казино, где играли в карты, пили спиртное и встречались с женщинами. В 1945-м, когда город лежал в развалинах после ожесточённых боёв, в опороченном фашистами подвале был построен первый в Ростове общественный туалет. Помещение было обустроено по наивысшему классу того времени, что отметила даже посетившая город супруга тогдашнего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля — Клементина.

Шли годы, наступила эпоха Перестройки, из бесплатного туалет на Газетном стал кооперативным. Преобразования происходили и в сознании людей. Первыми это почувствовали художники. И в 1988 году «для экспериментов со средой, славы, денег, смеха, укора скептикам и маловерам» члены ростовского товарищества «Искусство или смерть» организовали в туалете на Газетном так называемую выставку провинциального авангарда «Вылкам Плыз». На ней были представлены живопись, графика, керамика. Как сами авторы охарактеризовали направления своего творчества: радикальный идиотизм, «полосочки», «новый сентиментализм», осторожный реализм, «фламенко», «тотальный трансдадаизм».

Экспонировались картины и инсталляции в мужском (так называемом голубом) и женском (розовом) отделениях. Инициатором экспозиции стал художник Авдей Тер-Оганьян.

Она просуществовала ровно сутки, вызвав бурное обсуждение в творческой среде города и резкую критику со стороны рецензентов. Утром следующего дня её закрыли под предлогом отсутствия воды в туалете.

В 2010 году о знаменитом подвале вновь вспомнили представители искусства. В мужском отделении художники Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников устроили акцию «Здесь был Вова». Несколько месяцев спустя группа «Мир» объявила о проведении в туалете ещё одной акции: «Работа над ошибками». Снимался в подвале и документальный фильм «O, Sortie!» — участник двух киноконкурсов.

В октябре 2010 года туалет был закрыт на ремонт. Что ждёт его в дальнейшем, пока неясно. Известно только, что само здание, где расположен туалет, является объектом культурного наследия регионального значения.

Между тем в Москве группа любителей истории требует признать памятником архитектуры общественный туалет в центре столицы, на Каланчевской площади, построенный в 1925 году. А Российское туалетное объединение (есть и такое) выражает готовность даже отреставрировать его. В Департаменте культурного наследия Москвы, куда поступила заявка, рассматривают эту инициативу.

К слову, туалетная культура представлена в музеях Германии, Индии и некоторых других стран. Если бы энтузиасты нашлись в нашем городе, они могли бы сделать ростовский общественный туалет на Газетном площадкой демонстрации не отхожего места как такового, а провокации в искусстве.

«Ростов официальный», № 10 (901) от 07.03.2012
.