rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове

Светило авангарда в ростовском "Подвале поэтов"

Светило авангарда в ростовском «Подвале поэтов»

6728 июня 1922-го, 93 года назад, умер председатель земного шара, футурист и экспериментатор в области словотворчества Велимир Хлебников. В начале 20-х годов поэт приезжал в Ростов и присутствовал на репетициях своей пьесы «Ошибка смерти».

В Ростов по шпалам

Летом 1920 года Велимир Хлебников, которого Маяковский называл «Колумбом поэтических материков» и «мучеником за поэтическую идею», из Харькова по шпалам пришёл пешком в Ростов. Это так было похоже на одного из самых загадочных и до сих пор ещё непознанных русских поэтов ХХ века.

Велимир Хлебников выступал на сцене кафе «Подвал поэтов». Несколько позже здесь состоялась премьера его пьесы «Ошибка смерти» в постановке «Театральной мастерской», открывшейся в Ростове. На премьере присутствовал сам автор, в зале висел его портрет, который нарисовал художник Мане Кац. По воспоминаниям Ильи Березарка, сценка превратилась в своеобразный гиньоль (кукла ярмарочного театра перчаточного типа, петрушка). В кафе между столиками ходила барышня Смерть, держа в руке шамберьер — большой хлыст, которым укрощали лошадей в цирке. За столиками среди зрителей сидели 12 гостей в причудливых масках. Роль одного из них играл тогда ещё молодой актёр Евгений Шварц.

Пьесу ставили в присутствии поэта. По ходу действия режиссёр просил Хлебникова разъяснить некоторые моменты, но тот вежливо, с улыбкой на лице отказывался давать какие бы то ни было объяснения. Позже он говорил, что для поэта слишком трудная задача — толкование своих произведений; этим должны заниматься режиссёры, критики, но не сам автор. По оценке очевидцев, сценическое раскрытие пьесы не было глубоким, но спектакль оказался интересен как первый опыт театрального воплощения драматических произведений Хлебникова. Поэт отказался принять авторский гонорар за постановку.

Забытые тайны артистического кафе

Артистическое кафе «Подвал поэтов» работало в переулке Газетном (на углу Большой Садовой) в тесном подвале дома № 46. Стены его были живописно расписаны. Организатором кафе был литературный авантюрист Рюрик Рок, который называл себя вождём местных поэтов-ничевоков (одно из самых скандальных модернистских объединений 20-х годов, провозгласившее целью «истончение произведения во имя ничего»).

Всем заправлял администратор, старый театральный делец Гутников — опытная театральная акула. Кафе, облюбованное поэтами-ничевоками, было почти всегда переполнено. Тут можно было на миниатюрной сцене посмотреть концерт, а также вкусно поесть. Здесь выступали литераторы, актёры, певцы, заезжие поэты.

Однажды в кафе позвонил инкогнито и сообщил, что на ростовском вокзале среди бродяг находится поэт-футурист, будетлянин Хлебников. Информатор не назвал своего имени, поэтому все засомневались в достоверности сообщения. Отправились на вокзал по фотографии разыскивать Хлебникова. Действительно, это был не розыгрыш; поэта удалось обнаружить, он был одет как бродяга и мирно спал. Его костюм, как выяснилось, был сшит им самим из мешковины.

На Украине по пути в Ростов-на-Дону Хлебникова арестовали. Сотрудник местного ЧК, оказавшийся любителем поэзии, не сразу поверил, что странного вида человек без документов, одетый почти как бродяга, — поэт. Хлебникову пришлось читать свои стихи, только после этого ему поверили. Не осталось сомнений: это был Велимир Хлебников.

На станции Матвеев Курган, когда поэт спал на земле, у него украли мешок, где вместе с рукописями его стихов и математических изысканий лежало сало. Именно оно, видимо, и привлекло воров. Кстати, Хлебников не следил за своими рукописями, разбрасывал их в беспорядке, часто терял — утрачено очень много его стихов.

Когда мастера слова обступили ростовские любители поэзии, он был в недоумении и не понимал, чего от него хотят. Торжественно на извозчике его доставили в кафе поэтов. Но и тут все усомнились в его личности — внешний облик не соответствовал их представлению об известной персоне. Администрация пригласила его в кабинет для удостоверения личности и с пристрастием допросила. Через несколько минут Рюрик Рок вышел из кабинета и сообщил присутствующим: «Сомнений быть не может. Это Хлебников!»

Выступления поэта должны были украсить афишу литературного кафе. Но предварительно его следовало приодеть. Пока этот вопрос обсуждался в дирекции кафе, поэт и переводчик Олег Эрберг без приглашения вышел на эстраду и сообщил о приезде гостя, все бурно зааплодировали. Пришлось выпустить Хлебникова на сцену, не дожидаясь его переоблачения. Приезд поэта наделал много шума. Ростовская публика освистала его: он очень тихо прочёл несколько стихов, почти ничего не было слышно. Хлебников проявил спокойствие — подобные неприятности происходили с ним не раз.

Дело было в Ростове

68Так в одной из ростовских квартир поселился известный поэт-бродяга. Он был весьма вежливым постояльцем и скоро очаровал всех. Однажды хозяйка дома застала его за странным занятием: он перевернул шкаф и соединил его углы гирляндами, которые нашёл в ящике под столом. Хлебников обмозговывал какие-то сложные математические задачи. Когда его застали за развешиванием ёлочных украшений, он, ничуть не смутившись, извинился, искренне улыбнулся, и его тотчас простили.

В Ростове поэт беспрерывно работал, записывал свои стихи, занимался математическими изысканиями. Цифры, как и слова, были его любимыми собеседниками и друзьями. Он говорил, что люди не учитывают возможности математики в нашей жизни; в прошлом люди знали о том, что поэзия и математика тесно связаны между собой, и он теперь пытается установить давно утерянную связь.

Образ Хлебникова-математика загадочен. В большинстве своём его математические труды не изданы, многие из них утеряны. Его друзьям удалось показать математические рукописи профессору Ростовского госуниверситета Дмитрию Мордухай-Болтовскому, который, кстати, был учителем Александра Солженицына. Прочитав рукописи, тот сказал: «Это, если хотите, по-своему гениально. Так может раскрывать математические проблемы только настоящий поэт».

Многие считают, что математические опыты Велимира Хлебникова — почти мистика. Его рукописи сейчас интересуют не только математиков, но и кибернетиков. Насколько они интересны, выяснится, по-видимому, в скором будущем.

Игра слов и мысли

Это был необыкновенный человек, он говорил много и интересно. Хлебников стремился раскрыть подлинную сущность слова, рассматривая его в историческом развитии. Он относился к новому неожиданному слову с особым почтением, как относятся к живому достойному и мудрому человеку. «Для меня важно не прошлое, а будущее слова», — говорил поэт.

Хлебников считал, что мы не до конца понимаем сущность слов, и каждое из них должно быть «откатано и проверено». В живой речи слово не организовано, случайно. Поэт должен открыть его первоисточник. Иногда он обыгрывал полюбившееся ему слово, любил улавливать его на слух. Тогда в Ростове ему понравилось слово «ландо» (тип кузова легкового автомобиля), и он много повторял его с разными интонациями.

В 1921 году на III съезде работников искусств Владимир Маяковский говорил о необходимости помочь изменить условия его жизни. Друзья Хлебникова не раз указывали на его тяжёлое материальное положение и хлопотали по поводу того, чтобы его улучшить. Велимир Хлебников никогда не жаловался на свою судьбу, отказывался от благотворительности, даров и даже от гонорара. Встретившись с Анатолием Луначарским, Хлебников ничего у него не попросил и отверг предложенную ему помощь. Однако осознанного мученичества в нём, пожалуй, не было. Поэт радостно принимал новую жизнь, радовался ей и, по-видимому, удивился бы, если бы его при жизни кто-то назвал мучеником.

Хлебников исчез из Ростова так же неожиданно, как и появился. Ушёл пешком, не сказав никому ни слова и не попрощавшись.

Справка «Ростова официального»

Поэт-футурист Велимир Хлебников утверждал право поэта «на увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами». Он пытался рассказать о законах времени, найденных им, при помощи чисел предсказывать исторические события. Поэт предсказал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года: «Не стоит ли ждать в 1917 году падения государства?» Он хотел применить «Законы времени» не только к человечеству, но и к жизни отдельных людей.

Взяв за основу работу Николая Лернера «Труды и дни Пушкина», поэт вычислил закономерность, по которой все значительные события в жизни Пушкина происходили с промежутком в 317 дней, называя это число одним из важнейших в судьбах людей. Доклад, который был посвящён этому, а также связи между скоростью света и скоростями Земли, Велимир Хлебников прочитал перед учёными-математиками в квартире Осипа Брика, однако он не получил поддержки. Было организовано утопическое Общество председателей земного шара, или «Союз 317».

Поэт намеревался создать общество, состоящее из 317 лучших людей планеты, которые бы управляли всемирным идеальным «Государством времени». Друзья избрали Хлебникова виртуальным «Королём времени».

На снимке: вычисления Хлебникова
Родион Петров
«Ростов официальный», № 26 (1073) от 24.06.2015
.