Ростов - город
Ростов - Дон !
Вокзальная Вокзальная площадь занимала в городе особое место. Здесь, как указывалось в справочниках «Весь Ростов» за 1903, 1907 и все последующие годы (до постройки в 1913 году собственного здания на нахичеванской земле «между Александровским садом и Георгиевской церковью») находилось здание управления Владикавказской железной дороги. Контроль сборов, контора служб подвижного состава и тяги, пути раскиданы были по другим улицам и проспектам города, располагались в арендованных помещениях. В «Кратких сведениях о г. Ростове-на-Дону», напечатанных в 1914 году, отмечалось, что инвентарный участок «Железная дорога», то есть участок на земле, пожертвованной городом Владикавказской железной дороге, застроен больше, чем любой другой в Ростове: здесь 97,3 процента всей земли было занято постройками. Разумеется, служебными. Вокзальная площадь, само собой, вся включалась в этот участок. Но не эти, главным образом, была известна площадь: на нее весной из железнодорожных вагонов выплескивались волны сезонников. Иногда ехали с семьями, но чаще приезжали одни «кормильцы». Здесь начинался их путь на Донщину – на сенокос, пашню, на грузку в Ростовский порт, - лишь бы заработать. Вот одно из свидетельств – отрывок из заметки в местной газете в апреле 1903 года: «В последнее время особенно усилилось передвижение рабочих из средней полосы на юг. Ежедневно через Ростов на Кавказскую отправляются громадные партии рабочих с семьями. Зал 3-го класса станции «Ростов» не в состоянии вместить всех, и рабочие располагаются на ночлег на площади сзади вокзала под открытым небом. Большинство из них производит тягостное впечатление своим изможденным видом…» …И далеко не все приехавшие уезжали затем домой. Многие оседали в Ростове, найдя здесь работу на многочисленных фабриках, мельницах, заводах и т.д. Были на Вокзальной площади и «прелести», недоступные для всех. Старожилы, например, вспоминают, что был на площади садик, но туда не пускали железнодорожные жандармы, садик предназначался для администрации и ее детей. |