rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Арефьева улица

Дочь ополченца фамилию не меняла

00В Ростове 106 улиц носят имена в память тех, кто героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны, из них 60 улиц получили названия в честь Героев Советского Союза, 16 — фамилии ополченцев. Улица, названная именем Алексея Арефьева, расположена в Первомайском районе. 24 июля 1942 года старший лейтенант Ростовского стрелкового полка народного ополчения Арефьев в бою у станицы Александровской погиб как герой.

Дочь ополченца Арефьева Елена Алексеевна живёт в Ростове на другой улице. А на улицу имени отца она приходит, чтобы мысленно поговорить с ним — ведь на кладбище нет его могилы, есть только эта улица.

Папу Елена не помнит, он погиб, когда ей было всего три месяца от роду. Но, выходя замуж, она не захотела менять фамилию отца на фамилию мужа. Родственников супруга это возмутило, но она твёрдо стояла на своём. Муж всё понял и согласился.

— Часто я задумывалась: какими были они, ополченцы? Точно знаю, что мой отец сам выбрал опасный путь в своей судьбе. Он работал на оборонном паровозоремонтном заводе и призыву в армию не подлежал. Мог эвакуироваться с заводом, но не захотел. Предпочёл остаться защищать город, пошёл и записался в отряд народного ополчения на Лензаводе,— рассказывает Елена Алексеевна. — Отец Алексея, Андрей Фёдорович, тоже записался, но его возраст и состояние здоровья уже были не те, чтобы воевать.

Вообще Арефьевы из породы настоящих мужчин, защитников, которые берут на себя всю ответственность.

01Андрей Фёдорович Арефьев был редким мастером: в 13 лет его отдали в ученье в Петербург в столярную мастерскую резчиком. Когда начал работать в столярно-резных мастерских и на фабриках Петербурга, он высылал свой заработок родителям в деревню, поддерживал большую семью. В 1914 году его пригласили на работу в художественно-ремесленные мастерские детского приюта в Ростове мастером-преподавателем резьбы по дереву. К тому времени он женился на девушке из соседней деревни, Александре. Вот так семья связала свою судьбу с Ростовом. С началом Первой мировой войны мастерские приюта закрылись. Тогда Андрей Фёдорович стал работать токарем по металлу. Сам очень ответственный человек, он и сыну сумел передать это качество. Не могли они, когда враг рвётся в город, оставаться в стороне.

Алексей Арефьев был в 3-м батальоне полка вначале рядовым красноармейцем, потом командиром взвода связи. В этой семье все крепко стояли друг за друга. Жена Алексея (в семье его звали Лёней) тоже отказалась ехать в эвакуацию. Боялась, что тяжёлой дороги не выдержит старенькая мать. К тому же Людмила ждала ребёнка и хотела как можно дольше оставаться рядом с мужем.

19 ноября 1941 года. Враг, сосредоточив большое количество танков, прорвался на северную окраину Ростова. После уличных боёв 20 ноября утром 21 ноября по приказу командующего армией группы воинов, оборонявших Ростов, были отведены на левый берег Дона. Последними перешли по трём переправам стрелковые батальоны ополченцев.

— У меня хранится книга «У ворот Кавказа», написанная по воспоминаниям ополченцев. В ней сказано, что полк ополчения последним уходил из Ростова под натиском врага, прикрывая отход других армейских частей. Первым полку было поручено атаковать гитлеровцев и при наступлении наших частей на Ростов от Батайска в ночь с 27 на 28 ноября 1941 года. Газета северокавказских железнодорожников «Звезда» 3 декабря 1941 года писала, что «в боях за Ростов отличились начальник техбюро Лензавода А. Арефьев и председатель завкома профсоюза П. Крысин, которые умело организовали групповой огонь по врагу», — вспоминает Елена Арефьева. — Мама мне рассказывала, что в бою папа был ранен в голову. Удивительное дело: пуля отрикошетила от его винтовки и потеряла силу удара, не пробив череп. Папа получил ранение, потерял сознание, но остался жив. Судьба в тот момент отвела от него смерть. От госпиталя он отказался и снова встал в строй. 29 ноября Ростов освободили от оккупантов.

27 марта 1942 года у Арефьевых родилась дочка. Её назвали Еленой. Сохранились пять писем Алексея жене в роддом. Жена его спрашивала: «Ты же хотел сына?» А он радовался: «Ничего, первая дочка, сын — потом». Но любоваться дочуркой ему довелось всего три месяца, да и то урывками, забегая домой ненадолго со службы.

В июле 1942 года немцы возобновили наступление на Южном фронте. Командование 56-й Армии поставило перед полком задачу — занять оборону на участке от посёлка Чкалова до станицы Аксайской, прикрывая переправы через Дон. Начались упорные бои.

23 июля после ожесточённой артиллерийской подготовки фашисты прорвали оборону наших войск. Ополченцы, ожесточённо отстреливаясь, прикрывали отход частей 56-й Армии через Дон на левый берег. Ростов уже был почти целиком занят немцами.

И снова лейтенант Арефьев в первую очередь думал не о себе. Даже когда его задание, казалось, было выполнено, он с группой бойцов задержался ещё, чтобы спасти раненых. Сделали плоты и начали переправлять людей на другой берег. Как позже рассказали его однополчане, обстрел в тот момент был такой плотный, что наши гибли десятками. Во время этой переправы и настигла лейтенанта смертельная пуля. Могилой для него, как и для многих других, стал Дон.

Перед 9 Мая в этом году корреспондент «Ростова официального» позвонила в районные администрации и узнала, что празднования на улицах имени героев не предусмотрены. Традиция ушла в прошлое. Времена изменились, и праздники мы отмечаем по-другому. А всё же это была очень человечная традиция.

Праздник целой улицы

02Елена Алексеевна показала снимок 70-х годов прошлого века. Он напоминает о традиции организовывать праздники на улицах, названных в честь героев Великой Отечественной, — была такая в Ростове. На фото запечатлён кадр празднества на улице Арефьева в день 9 Мая. Видны щиты с большими фотографиями ополченца и ещё одного героя, чьей фамилией названа соседняя улица, много людей, цветов. На празднование Победы приглашали родственников героев. После торжественной части устраивали угощение для жителей.

Имени не просто Малиновского, а маршала

Дочь ополченца Елена Алексеевна Арефьева поделилась с «Ростовом официальным» своими мыслями:

— Идут годы, и новые поколения ростовчан уже не помнят, почему многие улицы названы такими фамилиями. Трудно винить в этом тех, кто родился почти полвека спустя после войны. Многие знают улицу Доватора в Советском районе, но скольким из них известно, в честь кого она названа? Обидно, что такая яркая личность, как генерал Лев Доватор, оказалась полузабытой. В августе 1941 года ему доверили возглавить Отдельную кавалерийскую группу, сформированную из нескольких казачьих полков. Мощным броском они прорвали оборону немецко-фашистских войск на нескольких километрах по фронту. Появление кавалерийской части Красной армии, углубившейся на 100 км в тыл врага, вызвало панику среди фашистов. Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду, вот только поймать его не смогли. А погиб генерал Доватор в жестоких боях за Москву в декабре 1941 года, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Думаю, правильнее было бы, чтобы улица называлась «улица генерала Льва Доватора». Название звучало бы солиднее, и люди знали бы, о ком речь. В Москве существует именно такая тенденция в названии улиц — и ростовчанам понятнее были бы названия «улица ополченца Алексея Арефьева» или «ополченца Михаила Горбачёва». А то многие жители и гости города думают, что улица названа в честь бывшего президента СССР Горбачёва, но он совершенно ни при чём. Улица Малиновского по-настоящему должна быть «улицей маршала Родиона Малиновского». В Левенцовском микрорайоне уже появился «проспект маршала Жукова» — и это правильное название.

Фото Василия Редько и из архива Елены Арефьевой
«Ростов официальный», № 19 (962) от 06.05.2013
.