rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Грибоедов на донской земле

Грибоедов на донской земле

9915 января исполняется 220 лет со дня рождения русского драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. Петербург неотделим от судьбы писателя. Он провёл там почти пять лет. Однако Грибоедов не любил северный город, холод и туман не давали ему свободно дышать, ему были больше по нраву яркие южные краски. Неоднократно проездом он бывал на донской земле.

Тайны рождения

Дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова — до сих пор предмет споров. Указывался и 1795-й, и 1793 год. После дуэли, перевернувшей его жизнь, Грибоедов стал писать в документах, что родился в 1790-м (однако его мать вышла замуж в 1792 году). Грибоедов был незаконнорождённым ребёнком (бастардом) и очень переживал это. По сей день неизвестно, кто был его отцом.

Грибоедов родился в родовитой дворянской семье. Его предок, Ян Гржибовский, переселился в Россию из Польши в начале XVII века. Фамилия Грибоедов — это перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче Фёдор Акимович Грибоедов был разрядным дьяком, одним из составителей Соборного уложения 1649 года.

Поговаривали, что Грибоедов приходился внучатым племянником Александру Радищеву; сам он это не подтверждал. В юности писатель знал шесть языков. Английским, французским, немецким и итальянским владел в совершенстве, знал латынь и древнегреческий язык. Впоследствии выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки.

Писатель известен как автор одной книги — пьесы «Горе от ума», которая разошлась на цитаты. Грибоедов — русский дипломат, статский советник, действительный член Вольного общества любителей российской словесности, поэт, драматург, пианист и композитор — был награждён Орденом Льва и Солнца I и II степени, который учредил Фетх Али-шах (правитель Ирана в то время, покровительствовал литературе. Орден получали русские чиновники и военные при поездках в Персию).

Грибоедов был масоном, состоял в самой большой ложе «Соединённых друзей» Петербурга. Он хотел реконструировать тайное общество, его не устраивало увлечение обрядностью и ритуальными вещами. Масоном оставался до конца жизни, но постепенно охладел к тайному обществу.

Триумфальная арка

Первый раз Грибоедов побывал на Дону осенью 1818 года. Из Петербурга в Персию он ехал через Москву, Воронеж, Новочеркасск, Ставрополь, Владикавказ, Тифлис.

Почтовый тракт пересекал Дон в верховье — у станицы Казанской, а в низовье — у станицы Аксайской. Путешествие было долгим и утомительным. Останавливались на каждой станции, меняли лошадей, а также для ночлега и отдыха. О длинных стоянках ради починки экипажей, «сто раз разбитых и сто раз починенных», Грибоедов писал в письмах.

Именно здесь писатель начинает своё путешествие на Большой Кавказ, проезжая через двенадцатиметровую триумфальную арку, воздвигнутую во времена Екатерины II в честь победы русской армии над турками и крымскими татарами. Две четырёхугольные башни были соединены сводами, дугообразным потолком, с лестницами внутри башен, где находились часовые, сторожевой пост, охранявший въезд. Арка была символическим началом Военно-Грузинской дороги — центра Кавказа.

Донские просторы

100На Кавказе и в Персии он провёл почти пять лет. В марте 1823 года, получив длительный отпуск, возвращаясь в Петербург, писатель ещё раз пересёк область Войска Донского, на этот раз в обратном направлении — с юга на север. Грибоедов неоднократно наблюдал красоту безбрежной донской степи.

В мае 1825 года Александр Грибоедов вновь покидает Петербург, возвращаясь на Кавказ другой дорогой, через Киев. Он путешествует по Крыму, встречается с друзьями, членами Южного общества декабристов. В штаб командира Отдельного Кавказского корпуса в Грузии генерала Алексея Петровича Ермолова, при котором он служил долгое время чиновником «по дипломатической части» и который любил его как сына, Грибоедов прибыл лишь в октябре.

...Сразу же после восстания 14 декабря Ермолов получил высочайшее повеление арестовать Грибоедова. 23 января 1826 года писателя отправили в Петербург. Генерал дал ему возможность уничтожить всё, что могло послужить его обвинению, приказав фельдъегерю сделать остановку во Владикавказе, чтобы взять два чемодана Грибоедова. В результате доказать его участие в заговоре не удалось, он просидел под арестом четыре с лишним месяца, был освобождён с «очистительным аттестатом». За ним был установлен негласный надзор. В конце августа 1826 года Грибоедов отправился на Кавказ к месту службы. По рассказам мемуариста Степана Никитича Бегичева, писатель ночевал в Новочеркасске. Там в то время жил донской историк Василий Дмитриевич Сухоруков, причастный к движению декабристов, с которым Грибоедов был знаком. Документальных подтверждений того, что их встреча состоялась, не сохранилось. Однако предположительно, это так и было. Декабрист Дмитрий Иринархович Завалишин писал: «Когда Грибоедов был арестован и содержался в здании Главного штаба со мною, Синявиным (сыном адмирала), братьями Раевскими, Шаховским, Мошинским и др., то разговор не раз касался того, были ли аресты на Дону и не арестован ли Сухоруков».

Заметки на полях

В журнале заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности, объединённых Грибоедовым под заголовком «Дезидерата» («Пожелания»), упоминаются притоки Дона: Донец, Сал, Медведица, Иловля, донские станицы Глазуновская, Качалинская, Цимлянская, Трёхостровянская, города Азов, Черкасск, а также слободы Недвиговка, Синявка.

Грибоедов проявлял интерес к установлению места, где в древности на Дону располагалась хазарская крепость Саркел: «Академик Фальк... говорит о двух городищах значительных возле Цимлянской станицы. Он сам их не видал, но что казачий атаман ему об них рассказывал, всемерно заслуживает любопытного исследования имени, фигуры и вещества этих развалин. Не видать ли там следов искусства? Какое свойство фунта? Не раскапывали ли земли и что в ней найдено?» Чутьё не обмануло Грибоедова. Именно в этом районе археологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора Михаила Илларионовича Артамонова нашла остатки хазарского города.

Грибоедова заинтересовало и другое городище: «Направо от устий Дона, между Недвиговкой и Синявкой, есть городище, где будто бы находили монеты, серебряные и золотые, довольно отдалённых времён. Можно ли их иметь или видеть. В Азове, конечно, такие найдутся». Грибоедов предполагал, что в древности здесь находилось поселение, позже это подтвердилось. Интуиция снова не подвела его.

Дорога к гибели

Через полтора года, в марте 1828 года, Грибоедов вновь побывал на донской земле, возвращаясь в северную столицу. Он вёз с собой текст Туркманчайского мирного договора, который подводил итоги русско-персидской войны и был заключён на выгодных для России условиях.

Его прибытие в Петербург встретили пушечными залпами. Грибоедов был награждён четырьмя тысячами червонцев, орденом Святой Анны II степени с бриллиантами, чином статского советника и личным приказом императора был назначен полномочным министром-резидентом в Персию, куда выехал 6 июня 1828 года.

И эта его дорога также пролегала через Новочеркасск. 24 июня Грибоедов написал письмо драматургу и переводчику Андрею Андреевичу Жандру: «Любезный брат, Андрей. Мухи, пыль и жар, одурь берёт на этой проклятой дороге, по которой я в 20-й раз проезжаю без удовольствия, без желания, потому что против воли...» Предположительно, Грибоедов пробыл в Новочеркасске почти сутки.

Это было шестое, последнее посещение Грибоедовым берегов Тихого Дона. Через семь месяцев он трагически погиб в Тегеране. В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича. Писатель был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русской миссии.

Его тёзка, великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, писал: «Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна...» Известна встреча Пушкина с арбой, везущей тело Грибоедова: «Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы? — спросил я. — «Из Тегерана». — «Что везёте?» — «Грибоеда».

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови тот привёз Николаю I дары, в числе которых — великолепный алмаз «Шах» весом 88,7 карата, обрамлённый рубинами и изумрудами (украшал трон Великих Моголов). Теперь он находится в коллекции Алмазного фонда Кремля.

Тело Грибоедова доставили в Тифлис, его похоронили на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Жена Грибоедова, княгиня Нина Чавчавадзе, осталась вдовой в шестнадцать лет, успев подарить супругу счастье разделённой любви. Им было суждено быть вместе лишь полгода. На могиле вдова Грибоедова поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

На снимке справа: почтовая станция в Аксае. На такой Грибоедов останавливался во время поездки по нашим местам

Родион Петров
«Ростов официальный», № 3 (1050) от 14.01.2015
.