rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Улица издателей

Улица издателей

Слово «рокада» означает дорогу, параллельную линии фронта. Если за «линию фронта» в Ростове-на-Дону считать Большую Садовую, то такой «рокадой» для неё окажется улица, которая нынче носит имя Шаумяна, а некогда называлась Димитриевской. На Большой Садовой издательств и редакций за всю её историю было не счесть, но и Димитриевская не подкачала, несмотря на свои какие-то восемь кварталов. Проживали на этой, одной из самых коротких улиц города, газеты и журналы, теперь уже подзабытые, но сыгравшие свою роль в истории города. Итак, за мной, читатель! Мы отправимся листать пожелтевшие страницы, осматривать дожившие до наших дней дома, вспоминать коллег-журналистов, у которых и сегодня есть чему поучиться.

51Начинает череду изданий, конечно же, «Приазовский край» — и по значимости, и по «географии». Некогда монументальное двухэтажное здание с «итальянскими» балконами и сегодня занимает весь квартал Братского переулка, южным фасадом выходя на Димитриевскую. На него сейчас лучше не смотреть: выбитые окна, обшарпанные стены... А ведь в своё время Донское общество печатного и издательского дела, казалось, выстроило его на века. В этих стенах перебывали лучшие журналисты и издатели Ростова и других городов. И если бы каждому из них повесить памятную доску, то фасадов явно бы не хватило бы. Какие имена: Пётр Герцо-Виноградский, которого сюда переманили из Одессы; Алексей Свирский, автор «Ростовских трущоб», Абрам Тараховский, адресат Чехова. В гражданскую войну сюда наведывалась Мариэтта Шагинян, присылали свои статьи из Крыма и Одессы Тэффи и Аверченко. «Приазовский край» и сегодня является настоящей энциклопедией донской жизни за всё время своего существования (1891-1919). Фамилию любой личности, так или иначе «засветившейся» в донской истории, можно встретить на полосах «ПК» — если не в объявлениях и статьях, то в местной хронике — уж точно.

52Буквально через квартал (ныне — Шаумяна, 13) глаз «спотыкается» о мемориальную доску на стене серого дома, повествующую, что здесь располагалась редакция газеты «Советский Юг», где работал автор «Разгрома», там же его и написавший. Но это издание известно не только работавшим в нём и выполнявшим партийное поручение по подъёму печати на Дону Александром Фадеевым. В этой газете, как бы подхватившей знамя «Приазовского края», в конце 1921 — начале 1922 годов напечатаны статьи Осипа Мандельштама («Батум», «Кое-что о грузинском искусстве», «Кровавая мистерия 9-го января», «Письмо о русской поэзии», «Шуба»), бывшего в Ростове проездом с Кавказа и задержавшегося здесь на месяц.

Здание по старому адресу: Димитриевская, 26, к нынешнему дню не сохранилось. А в нём 15 апреля 1917 года увидел свет первый номер журнала «Сцена и экран». Время для театральных новостей вроде бы не подходящее, но выходило издание стабильно раз в две недели, с десятого номера вообще став еженедельником. Спустя год, его бессменный автор, журналист Борис Олидорт, писал: «...В том потоке непрерывного творческого труда, который несёт нам ближайшее будущее, не последним будет дело нешумного сосредоточенного журнала в серой обложке, с огромной любовью к искусству продолжавшего работу под вой трёхдюймовок и треск пулемётов...».

Советская печать была представлена на улице в 1920-е годы и редакцией предтечи нынешнего журнала «Дон» — журнала «На подъёме» (официальный адрес тогда: Димитриевская, 33), но этого дома сегодня не существует.

Редакция «Ростова официального» также занимает здание, не чуждое литературному имени. Доска на фасаде, выходящем в Соборный переулок, гласит о том, что в находящейся здесь школе учился нобелевский лауреат России Александр Солженицын.

53Пройдя два квартала, остановитесь у дома грязно-жёлтого цвета на углу Газетного переулка (нынче — Шаумяна, 98). Это памятник архитектуры ХIХ века, который называется «Дом Кулакова» по имени одного из владельцев. Первый этаж своими вывесками облепили маленькие магазинчики. Но если понять глаза хотя бы на уровень этажа второго, то можно увидеть двух кариатид с какими-то славянскими лицами. Они — свидетели тому, как в конце ХIХ века сюда вселилась редакция газеты «Южный телеграф», отцом-основателем и редактором которого стал известный в то время ростовский журналист Яков Алексанов. Его преданность газетному делу настолько великолепна, что стоит привести выдержки из его воспоминаний: «Когда я получил разрешение на издание «ЮТ» с широкой общегазетной программой, что сделалось известным широкой публике, ко мне стали обращаться с вопросом:

— За какую цену намерены продать вашу газету?

Я всем отвечал, что права не продам никому и ни за что, и что газету буду издавать самолично.

— Но у вас нет капиталов, — удивлялись мне.

— У меня нет капиталов, — отвечал я, — но зато у меня имеется многолетний предмет, бесконечная вера в большое общественное дело и потребный запас энергии и любви к труду... Газета «Южный телеграф».

И на этом можно было бы закончить, если не вспомнить, что по адресу: Димитриевская, 78 (этого здания сегодня нет) находилась типография «Донское печатное дело», где в 1918-1919 годах печаталась в числе прочих газета «Великая Россия». Издавали её известные в русской истории люди — депутат Государственной Думы (той, начала ХХ века) со второго по четвёртый созывы Василий Шульгин и философ, историк, публицист Пётр Струве. Эта газета и по сей день хранится в Донской государственной публичной библиотеке. И было любопытно наблюдать за племянником Петра Бернгардовича — известным в Париже издателем Никитой Струве, приехавшим в Ростов и буквально со священным трепетом перелистывающим пожелтевшие «великороссийские» страницы.

По бывшей Димитриевской можно совершить и ещё одну прогулку: сегодня здесь расположилось достаточное количество банков. Но это будет

«Ростов официальный»,  № 19 (702) от 06.05.2008
.