rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Осипенко улица

"Сталинский сокол" залетел в спецлагерь под Ростов

11Полина Осипенко... После беспримерного для авиации конца тридцатых годов беспосадочного перелета по маршруту Москва - Дальний Восток это имя не сходило со страниц газет, постоянно звучало по радио и было известно любому жителю Страны Советов.

Женщина-летчица, женщина-герой, Полина Осипенко была символом поколения, выбиравшего путь в небо. Это имя по популярности соперничало тогда с именами Валерия Чкалова, Любови Орловой и других кумиров предвоенной поры. В наши дни такая сногсшибательная известность была, пожалуй, только у Юрия Гагарина, Валентины Терешковой или Раисы Горбачевой.

Яркая и недолгая жизнь Полины Осипенко полна загадок и тайн. До сих пор, например, на архивных материалах о ее трагической гибели при выполнении служебного задания в 1939 году стоит гриф абсолютной секретности.

Сегодня мы приоткрываем завесу над одной из таких тайн...

Весьма загадочную историю рассказал корреспонденту «Вечернего Ростова» офицер военной прокуратуры СКВО, полковник юстиции В.А. Зайченко. Владимир Александрович занимается сейчас выяснением обстоятельств ареста и уголовного преследования капитана авиации Степана Мефодиевича Говяза, проходившего военную службу в Ростовской области, а в 1938 году отбывавшего наказание в исправительно-трудовом лагере № 8 города Каменска. Этот человек был первым мужем прославленной советской летчицы Полины Денисовны Осипенко. Но обо всем - по порядку...

ЗАПРОС

В марте нынешнего года (2000), в канун 61-й годовщины беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток, в котором вместе с В.С. Гризодубовой и М.М. Расковой принимала участие и П.Д. Осипенко (все они за этот подвиг получили звание Героя Советского Союза), в военную прокуратуру СКВО пришло письмо с Украины. В нем, в частности, говорилось:

«В целях восстановления исторической правды и написания полной биографии нашей славной землячки, одной из первых Героинь Советского Союза, Осипенко (в первом браке Говяз) Полины Денисовны, общественность района, родственники, сотрудники музея обращаются с просьбой о розыске материалов о капитане Говязе (Гавязе) Степане Мефодиевиче, 1903-1905 года рождения, уроженце села Ново-Спасовки (ныне Осипенко) Бердянского района, Запорожской области.

Будучи первым мужем П.Д. Осипенко (до 1936 года носила фамилию Говяз), он сыграл решающую роль в начале ее летной биографии. В 1936-37 гг., находясь на военной службе в Ростовской области, в т.ч. в Ростовской летной школе, он был арестован, осужден и, по данным на 11 октября 1938 года, находился в заключении в ИТК № 8 г. Каменска...»

Далее в письме говорилось, что в марте 1939 года С.М. Говяза должны были освободить, однако освобождение не состоялось, и он продолжал отбывать наказание в не установленных пока лагерях на Дальнем Востоке, а потом, перед самой войной, в каком-то лагере возле Баку.

Авторы письма - член Союза писателей Украины В. Сиренко и директор Краеведческого музея О. Будяк, сообщали, что, несмотря на достоверные сведения о местах военной службы капитана С.М. Говяза, его аресте и отбывании им наказания, НИКАКИХ СВЕДЕНИЙ о нем в органах госбезопасности и МВД Украины, Азербайджана, а также в Центральном архиве Министерства обороны России НЕ ОБНАРУЖЕНО.

По мнению подписавших письмо, причина исчезновения этих сведений кроется в том, что биография П.Д. Осипенко ФАЛЬСИФИЦИРОВАЛАСЬ.

ИСЧЕЗНУВШИЙ

12Если полистать газеты предвоенных лет и почитать публикации о летчице Полине Осипенко, можно узнать трогательную историю о том, как полуграмотная колхозная птичница и повариха, проникшись любовью к авиации (а вовсе не как супруга военного летчика), приехала в город Качу, где и прошла путь от официантки летной школы до пилота.

Капитан С.М. Говяз по каким-то причинам не вписывался в эту идиллическую сказку о советской Золушке с девичьей фамилией Дудник (которая тоже нигде практически не упоминается). Сохранилось письмо, написанное им 11 октября 1938 года из Каменского лагеря. В нем есть такие строки:

«Я был с Полиной в одной бригаде в Киеве и после Киева стал в Ростове, где и был арестован. Годы счастья ушли с того дня, когда меня перевели в Ростовскую летную школу, а ее - в Харьковскую авиабригаду. И как мы ни старались сойтись, нас разбивали, переводили и разделяли в разные стороны...

В марте 39-го я выйду на волю и не приеду до тех пор, пока обратно не восстановлюсь в авиации и не получу звание. Не подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я - «враг народа», нет».

Супруги Говяз расторгли брак в 1934 году. В том же году Полина Денисовна вышла повторно замуж за военного летчика Осипенко (о нем практически тоже ничего не известно!).

Степан Мефодиевич тоже женился. В 1934 или 1935 году он приезжал из Ростова в отпуск к своим родственникам в Мариуполь, где вступил в брак с Василисой Константиновной Крамаренко (девичья фамилия устанавливается). В 1936 году у них родился сын Александр. А вскоре С.М. Говяз был арестован...

- Не исключено, что бывшему первому мужу летчицы Полины Осипенко, чье имя становилось известным всей стране, «пришили» какую-нибудь уголовную статью или осудили за «антисоветскую» деятельность, - делился с корреспондентом своими мыслями полковник юстиции В.А. Зайченко. - В те времена это не было редкостью, если диктовалось политической целесообразностью...

Можно предположить и то, что С.М. Говяз - одна из жертв «чистки» командных кадров, маховик которой раскручивался в те годы. Так или иначе, но С.М. Говяза судили, видимо, еще не раз, потому что и перед самым началом войны он все еще «мотал срок». Подтверждение тому - еще одно сохранившееся письмо, датированное 4 марта 1941 года:

«Настают считанные дни до моего освобождения. Все это тяжело и больно вспоминать - годы переживаний и такого унижения... Но настанут дни радости, и я обратно поднимусь ввысь, за облака. Обратно будет кружить Говяз на стальной птице. Скоро буду дома...

Я приехал с ДВК (Дальневосточный край или Дальневосточная колония? - О.Г.) поблизости к Баку. Работаю на старой работе. Конечно, лагерной, а не на воле. Я думаю по освобождению остаться здесь, на гражданском аэродроме, ребята есть знакомые...»

«Знакомые ребята» - это, скорее всего, тоже военные летчики, ставшие жертвами сталинских репрессий. С началом войны многие из них вернулись в боевой строй и, забыв про все обиды, доблестно сражались и умирали за Родину. Был ли среди них капитан С.М. Говяз, какова его дальнейшая судьба?

НАДЕЖДА

В поисках ответа на этот вопрос полковник В.А. Зайченко шлет запросы в различные инстанции. Каждый из таких запросов начинается словами: «В связи с рассмотрением заявления о реабилитации, прошу сообщить сведения о капитане ВВС РККА С.М. Говяз (Гавяз) и его судимости...»

Ответы приходят неутешительные. В архивах ФСБ, МВД и Минобороны России никаких сведений об этом человеке нет. Словно его и вовсе на свете не было...

И все же он был! Об этом свидетельствуют не только чудом сохранившиеся письма С.М. Говяза и фотографии, на которых он снят вместе с женой Полиной.

В 1978-1981 гг., в связи с подготовкой книги о ПД. Осипенко, Бердянский обком КПСС запросил из Москвы ее личное дело. Оно пришло спецпочтой. На ознакомление отводилось всего 10 дней...

Сохранились фрагменты ксерокопий этого дела, которые полковнику В.А. Зайченко прислали недавно с Украины. И хотя в нем нет прямых сведений о вступлении Полины Денисовны в брак со Степаном Мефодиевичем, косвенным свидетельством этого факта является, во-первых, ее послужной список. В нем (сам видел!) фамилия Говяз зачеркнута и исправлена на Осипенко. Во-вторых - аттестация на младшего летчика 17-го Киевского авиаотряда П.Д. Говяз от 13 июня 1936 года...

Полковник В.А. Зайченко считает, что сейчас самое главное документально подтвердить факт существования капитана авиации С.М. Говяза. Надежды на это он связывает и с "Вечерним Ростовом» - самой популярной газетой города.

- Может быть, на эту публикацию откликнутся те, кто знал Степана Мефодиевича Говяза по совместной службе в Ростовской летной школе? - надеется полковник Зайченко (скорее всего, это была 10-я спецшкола ВВС в Батайске). - Или те, кто его судил, охранял, этапировал или отбывал с ним наказание в Каменской колонии № 8. Есть надежда, что и кто-нибудь из фронтовых летчиков вдруг вспомнит это забытое имя...

На снимках: военлетчик Степан Говяз со своей знаменитой супругой.
Вечерний Ростов
.