rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Вознесение на Марс

Вознесение на Марс

Николай Федорович Погодин, которому 16 ноября исполнилось бы 100 лет, был и остается выдающимся деятелем своего времени. Он написал 30 многоактных пьес. 10 одноактных, сценарии к кинофильмам, среди которых наиболее популярные "Кубанские казаки" и 'Человек с ружьем". Постановки первых погодинских пьес были программными в творчестве крупнейших отечественных режиссеров - достаточно назвать "Поэму о топоре" в постановке А. Попова в Московском театре революции и "Аристократов" Николая Охлопкова в Реалистическом театре. Погодин был очень талантливым человеком. А истоки его творчества заложены на донской земле, о чем всегда сам вспоминал с благодарностью.

В Ростовском (тогда просто) драматическом театре имени М Горького были поставлены "Поэма о топоре" (1930 г.), «Мой друг" (1931 г.), "Человек с ружьем' (1938 г), "Кремлевские куранты" (1941, 1955 гг), "Третья патетическая" и "Цветы живые" (1960 г.)

Родился будущий писатель в 1900 г. в станице Гундоровской (ныне г Донецк) в семье крестьянина Стукалова. Рано начал работать. Много и долго скитался. В 18 лет чуть не ослеп, "когда в Ростове началась смена властей, аресты, холод". Сыпняк дал катастрофическое осложнение на глаза. Чуть позже в газете "Донская беднота" появилась его первая заметка за подписью Николая Погодина, ставшего его литературным псевдонимом. И новая деятельность захватила его - Погодин стал активно сотрудничать со многими газетами. Он писал фельетоны, очерки, хроникерские заметки и корреспонденции, которые охватывали самые разнообразные темы.

Среди первых опытов Погодина в прозе особое место занимает фантастическая повесть "Таинственное вознесение трех комсомольцев на Марс", опубликованная в 1923 г в газете "Молодежь Дона" и которую он позже сам инсценировал для одного ростовского комсомольского театра (был и такой). Так состоялся его дебют драматурга. "Вольно или невольно, но Погодин как бы театрализовал многие свои корреспонденции и очерки, и это, конечно, происходило не случайно. Он сам пробовал играть на сцене. В спектакле драмкружка при редакции "Трудового Дона" Николай Погодин играл главную роль в мольеровских "Проделках Скапена"

Позже Погодин стал уделять большое место на страницах газет вопросам театрального искусства. Сохранилась его резкая критика в 1924 г в адрес ростовской драмы: "Театр пустует... собирает зрителей меньше, чем любой захудалый клуб. С художественной стороны не выдерживает никакой критики", - писал молодой журналист в статье "Как быть с театром Луначарского? (до 1932 г театр носил имя первого наркома просвещения). Погодин, назвав репертуар "нэповским", спрашивал: "Можем ли мы признать, что репертуар нашего театра служит сейчас великому делу воспитания нового человека?" И на основе анализа спектаклей отвечал: "Театр с таким репертуаром народу не нужен". По свидетельству очевидцев, после этой статьи в театре было собрано широкое совещание его работников, представителей прессы и общественности. Художественный руководитель театра Н.Н. Синельников, завершая обсуждение статьи, довольно ехидно спросил у автора: "А где прикажите брать новые хорошие пьесы?». И когда Погодин промолчал, с издевкой добавил: "Вот вы сами и напишите современную пьесу, если так хорошо знаете, что нужно советскому зрителю". Немного смутившись, Погодин ответил "Придет время, напишем…».

Время пришло, когда он по приглашению сестры Ленина переехал в Москву, где стал работать в газете "Правда" Однажды он, вместе с женой проходя по Арбату, увидел афишу-анонс "Рельсы гудят" В. Киршона Погодин решительно и громко на улице заявил: "Если Володька написал пьесу, то и я напишу". Они были знакомы по Ростову, где вместе работали журналистами. Погодин поехал на дачу и за неделю написал свою первую пьесу "Темп". Против всякого ожидания, пьесу сразу принял и поставил театр имени Вахтангова. Это придало уверенности в себе - он частенько в те дни повторял жене "Вот посмотришь, Ася, я стану драматургом, за которым будут гоняться театры". И выполнил и это предсказание. Стал драматургом номер один. Был заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Государственных премий РСФСР и СССР, лауреатом Ленинской премии.

Н Ф. Погодин прожил большую жизнь в искусстве. Можно даже сказать, что он прожил несколько жизней. Был журналистом, драматургом, писателем, сценаристом, теоретиком драматургии, работал заведующим репертуарным отделом театра, главным редактором журнала "Театр" - и каждой из этих жизней хватило бы на то, чтобы его имя осталось в истории отечественного театра, драматургии и кино.

Н.ПЕРМИНОВА, театровед.
.