rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Драма родоначальника русского кинематографа

Драма родоначальника русского кинематографа

89Имя Александра Ханжонкова долгое время находилось в забвении. Причина тому и революция, и родословная кинематографиста, и его взгляды на искусство. В судьбе основателя российского синематографа, как в классической кинодраме, было всё: взлёты и падения, горечь предательства и счастье творческих открытий.

Александр Ханжонков появился на свет 26 июля 1877 года. Выходец из старого, но обедневшего казачьего рода, он получил хорошее военное образование, послужил в одном из лучших донских казачьих полков, был произведён в офицеры, но по состоянию здоровья в чине подъесаула уволился в запас и поселился в Москве.

Знакомство его с кино было неожиданным и судьбоносным. В 1905 году в Ростове он зашёл в один из первых «биографов» и был настолько потрясён «движущимися картинами», что все выданные при увольнении в запас деньги (5000 рублей) решил пустить на раскрутку нашего синематографа. Вместе с товарищем они создали фирму, которая покупала за границей фильмы для проката в России. В то время стоимость картины зависела от её длины, фильмы покупались на метры, как ткань.

Однако дело было затратным и рисковым — то фильмы с браком, то компаньон ненадёжен. Через год после основания Ханжонков решает, что может снимать кино сам. И хотя первые ленты были неудачными, через два года дело пошло. В 1911 году в Москве было организовано акционерное общество «А. Ханжонковъ» и построено первое в России киноателье, оборудованное по последнему слову техники. Фирма выпускала с десяток фильмов в год. У Ханжонкова работали талантливые режиссёры и известные актёры, такие как И. Мозжухин, В. Полонский, В. Холодная.

Некоторые работы вошли в золотой фонд российского кинематографа. К примеру, лента «Оборона Севастополя», в которой Александр Ханжонков выступил как автор сценария и сорежиссёр. Фильм был снят по высочайшему соизволению самого Николая II. Поэтому в нём снимались и реальные войска, и суда, и даже жёны офицеров, которые играли сестёр милосердия. В конце фильма был использован качественно новый в мировом кинематографе приём: «Оборона Севастополя» заканчивалась интервью с оставшимися в живых героями севастопольской осады.

С лёгкой руки Александра Ханжонкова в России появилось научно-популярное и учебное кино. Первыми научными фильмами были «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Операция костной опухоли», «Пьянство и его последствия», снятые с использованием диаграмм, чертежей, макетов, рисунков и мультипликации. Для последней он даже привёз в Москву талантливого художника-самоучку из глубинки, который первый в мире сделал не только плоскостные мультфильмы, но и объёмную мультипликацию, создавая своих персонажей из пластилина и проволочек. Его кукольный мультик «Стрекоза и муравей» стал одной из первых русских картин, проданных в Европу.

90В 1913 году на Триумфальной площади в Москве Ханжонков открыл первый кинотеатр, который в народе тут же прозвали Ханжонковским. Счастливая жизнь у талантливого кинопредпринимателя закончилась в 1917 году. Однако он ещё старался держаться на плаву — пробовал снимать кино для советской власти. Но полуграмотные руководители таланта не оценили. В 1919 году имущество Ханжонкова национализировали.

Он отправил жену с детьми в Ялту, а спустя год вся семья уехала за границу. Здоровье Александра Алексеевича оставляло желать лучшего — он запустил свой хронический ревматизм и уже не мог передвигаться самостоятельно.

Через три года советская власть вспомнила о талантливом режиссёре и пригласила его поднимать новое кинопроизводство. Жена была против возвращения, но Ханжонков её не послушал. Уехал в Москву с дочерью, а супруга с сыном остались в Праге. Брак распался.

Надежды на новую работу тоже не оправдались — проекты «горели» один за другим, здоровье Александра Алексеевича становилось все хуже. Он больше не мог передвигаться без инвалидной коляски. Работы не было, денег тоже. Да и в советской печати его полоскали, как «родоначальника буржуазного кино». Тогда, в 1934 году, Ханжонков, некогда один из самых состоятельных людей Российской империи, написал полное отчаяния письмо председателю Кинофотоуправления. Вот выдержка из него: «…Мое положение и в моральном, и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемое постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания…»

К счастью, крик о помощи был услышан.

Ханжонкова восстановили в праве голоса, ему назначили персональную пенсию союзного значения и дали отдельную квартиру в Ялте. Там он написал книгу «Первые годы русской кинематографии» — её признали ценным методическим пособием для студентов ВГИКа.

Последние десять лет (Александр Ханжонков умер 26 сентября 1945 года) он прожил у Чёрного моря. В зарубежных журналах писали о нём статьи, в которых называли Александра Алексеевича отцом русской кинопромышленности. Однако в СССР его фильмы впервые показали по телевидению только в 1956 году.

К сожалению, сегодня имя родоначальника русского кинематографа известно далеко не всем. Но мы надеемся, что с появлением памятника этому удивительному человеку в Ростове о Ханжонкове будут говорить чаще. А люди, проходящие по улице Большой Садовой, смогут представить, что сто с лишним лет назад напротив входа в Городской сад (ныне парк им. М. Горького) в тёмном, наспех оборудованном зале биографа мадам Штремер молодой подъесаул Александр Ханжонков смотрел картину «Подходящий поезд». Тогда он даже не предполагал, что когда-нибудь его имя войдёт в учебники по кинематографии…

«Ростов официальный», № 36 (1135) от 31.08.2016  
.