rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Лесняк Б.

Полёты во сне и наяву

75Собирая материал для этого очерка, я предполагала, что напишу историю о жизни художника. А получилось о любви — трогательной и немного нереальной. Одним словом, настоящей любви...

Свидание вслепую

С творчеством Бориса ЛЕСНЯКА я познакомилась после того как на моём рабочем столе появился пресс-релиз с приглашением на выставку. Разыскав в интернете несколько работ художника, я решила побеседовать с ним. Он согласился. Правда, на оговорённую встречу я шла с опаской: во-первых, смущал угрюмый автопортрет, который художник разместил в соцсетях, а во-вторых, хрипловатый и, как мне показалось, немного недовольный голос Бориса, который я услышала по телефону...

Приехав в назначенное место, я напряжённо оглядывалась по сторонам. И вскоре рядом вырос малоприятный, весь в наколках тип.

«Неужели он?..» — пронеслось в моей голове.

— Здравствуйте! А я вас давно жду, — вдруг услышала я за своей спиной и, обернувшись, облегчённо вздохнула. Передо мной стоял обаятельный, опрятно одетый мужчина, ничуть не напоминающий свою «электронную» версию.

— А что же это у вас аватар такой грозный? — укоризненно произнесла я, когда мы направились к его дому.

— Ну я же фантастические картины пишу. Поэтому и аватар такой, с фантазией, — с улыбкой объяснил художник. — И извините за голос — попал под дождь, заболел, поэтому и на встречу согласился с неохотой...

По дороге Борис Михайлович рассказал, что долгое время проработал главным художником Новочеркасска (цветовое решение Триумфальной арки — его идея), в лихие девяностые перебивался росписью шкатулок, а выйдя на пенсию, стал преподавать в изостудии живопись и оригами. Сейчас, в свои 66 лет, рад был бы уйти на покой, но работать некому, поэтому остался на четверть ставки.

— А выставку, которую вы видели, меня жена заставила сделать, — признался художник. — Я далёк от всего этого — с людьми общаюсь мало, вся жизнь проходит у этюдника. И не думаю, что ещё раз на такой шаг сподоблюсь. Тяжело всё это. Кстати, вот мы и пришли...

Ожившие фантазии

В уютной, стильно задекорированной прихожей типовой хрущёвки появилась миловидная женщина.

— Это моя жена Ольга, — представил Борис Михайлович.

Пока я готовилась к интервью, художник то и дело окликал супругу: она приносила и уносила альбомы и оригами, доставала из укромных закутков шкатулки и журналы.

— Вы без Оли как без рук, — заметила я.

— У нас это взаимно, — ответила вместо Бориса Михайловича жена и жестом пригласила меня в комнату с картинами. — Вот, смотрите...

Я разглядывала необычные работы. В каждом из фантазийных полотен можно было найти сотни подтекстов: мазки складывались в фигуры, фигуры — в сюжеты, сюжеты затягивали и уводили в мир моих собственных фантазий. Причём чем больше я всматривалась в полотна, тем больше находила новых, незамеченных ранее нюансов.

— Странное чувство, — наконец произнесла я. — Ваши работы как будто обновляются на глазах.

Художник понимающе улыбнулся:

— Потому что они живые. Когда я пишу, отрешаюсь от всего земного и слушаю своё подсознание. Этой технике я научился у известного психолога-гипнолога, — признался Борис Михайлович. — Я представляю себя на далёкой планете, становлюсь частью её, а потом делаю первый мазок. Он оживает и подсказывает мне, какой нюанс ему нужен для развития, какое настроение. Картина разрастается, обретает душу, характер, историю. Именно поэтому каждый раз в ней можно увидеть что-то новое.

— И давно вы нашли эту необычную манеру?

— Тринадцать лет назад, когда нашёл Ольгу. Вернее, она нашлась...

76Первые уроки

В тот день Ольга, тогда ещё двадцатипятилетняя учительница английского, впервые появилась на пороге изостудии. Занятия уже закончились, и девушка выспрашивала у местной уборщицы, как можно записаться во взрослую группу.

— Приходите завтра, — рассказывала та. — Вон, видите, по коридору двое идут? Один из них и есть учитель.

Девушка посмотрела вслед уходящим мужчинам и про себя подумала: «Хорошо бы тот, который пониже ростом... Приятный такой».

Этим приятным во всех отношениях и был Борис Лесняк.

Ольга начала посещать его занятия — рисовала талантливо и старательно и часто уходила из студии последней. Они вместе шли до автобусной остановки и без умолку болтали обо всём. Несмотря на разницу в 27 лет, учитель и ученица чувствовали себя людьми одного поколения. Или одной планеты.

Вскоре Ольга призналась, что пишет фантастические рассказы и рисует к ним иллюстрации. А Борис рассказал, что ищет свой метод в живописи, который по стилю тоже сродни фантастике...

Однажды после занятий он показал девушке свою первую работу в жанре иллюзионной (как он теперь её называет) живописи. Ольга взглянула на полотно и замерла. В сплетённых на картине мазках она увидела трогательную историю зарождающейся любви. Любви таинственной и противоречивой, в которой боль и радость всегда идут рука об руку.

— Эта работа называется «Майский сон», — произнёс художник. — Я завтра отнесу картину в магазин и надеюсь, что её всё-таки купят.

На следующий день Ольга прибежала на занятие в слезах.

— Не успела! Я не успела! — горько прошептала она.

— Что случилось? — не понял учитель.

— Не успела сфотографировать «Майский сон». Её купили. И кто купил, продавщица не знает, — глотала обиду девушка. — Это же твоя первая настоящая работа. Там же всё о нас...

Музе не прикажешь

С этого нежданно вырвавшегося признания для Бориса и Ольги началась новая жизнь. На сторонний взгляд она кажется непростой и непривычной, но для них самих — единственно возможной.

— Мы, как бы это банально не звучало, те самые половинки. Вот, смотрите, — обнимает Ольга мужа. — Внешне похожи. Взгляды и вкусы тоже. А за одиннадцать лет, которые мы женаты, уже и думаем одинаково. Мы читаем одни книги, смотрим одни фильмы. Когда появился интернет, мы вместе его освоили. Но я остановилась на азах, а Боря пошёл дальше — изучил фотошоп, теперь юмористические коллажи делает. Так что кто из нас более современный — ещё большой вопрос.

— Ну а семью кто содержит?

— Боря на пенсии, какие-то копейки приходят с занятий и продажи картин. А основной добытчик я. Я бросила преподавание, получила ещё одно (техническое) образование, теперь работаю в крупной телекоммуникационной компании. На заработки жаловаться стыдно.

— А в быту? С художником ведь жить довольно сложно...

— С Борей — нет. Он не брюзжит и не занудствует. Сам себе может приготовить, какую-то работу по дому сделать. Единственное условие — когда он начинает работать, его лучше не трогать. Но мне это понятно, поэтому лишний раз стараюсь не донимать.

— Неужели совсем не ссоритесь?

— Ну, бывают кое-какие моменты. К примеру, я люблю путешествовать, а его из дому арканом не вытащишь. Или соберёмся куда-нибудь, я стою уже на пороге, а Боря вдруг сел краски мешать — вдохновение к нему пришло. Конечно, я расстраиваюсь, но молча собираюсь и иду одна. Понимаю, что муза не может приходить по расписанию.

— Ну а давление со стороны близких? Всё-таки большая разница в возрасте...

— К моменту нашей встречи Борис был уже давно в разводе, я тоже свободна. Так что сердца мы никому не разбивали. Узнав о свадьбе, мама меня поняла, а мнение остальных нас мало интересует. Кстати, вы спросили, из-за чего ссоримся? Из-за творчества. Боря постоянно ругается, что я забросила рисование. Ведь получалось довольно неплохо. Но художник — это тот человек, который не может не рисовать. Боря не может, поэтому другого пути у него нет. А я могу...

— А чего не можете?

— Рассказы свои не писать не могу, — призналась Ольга. — И без Бори не могу тоже. Это, наверное, главное...

«Ростов официальный», № 38 (981) от 18.09.2013
.