«Крокодилы» охотятся теперь и ночью
На ближайшее десятилетие новое детище «Роствертола» — вертолёты Ми-24ПН — станут основой боевой машиной армейской авиации России. Задел для этого был положен на прошлой неделе, когда в присутствии главкома ВВС и ПВО Владимира Михайлова Военно-воздушным силам было передано пять винтокрылых машин этой серии.
Переданные на вооружение российской армии вертолёты в своё время были у неё же и взяты. Вертушки серии Ми-24 прибыли на «Роствертол» из боевых частей в довольно изношенном состоянии. На ростовском заводе они прошли капитальный ремонт и глубокую модернизацию, после которой получился фактически новый тип вертолёта — Ми-24ПН («пушка-ночь»), прозванный военными из-за своего внешнего вида «крокодилом». Главная идеология такого процесса в значительной экономии денег и соединении длительного опыта боевого применения с последними достижениями в области вертолётостроения.
Во время торжественной церемонии передачи партии Ми-24ПН на лётном поле «Роствертола» очень много говорилось о технических достоинствах модернизированной вертушки, которая, по общему мнению, вобрала в себя всё необходимое, чтобы называться вертолётом нового поколения. Её самые современные «навороты» бортового радиоэлектронного оборудования и телевизионной системы наведения позволяют вести бой в ночное время суток при любой погоде на предельно малых высотах (до 50 метров) с использованием всех видов штатного вооружения. От базовой модели обновлённый вариант отличается более эффективным комплексом вооружения, двигателями повышен-ной мощности и высокой точностью навигации, которая достигается за счёт использования цифровой карты местности. Машина также снабжена энергогасящими устройствами, которые вмонтированы в кресла пилотов. Это усовершенствование во много раз повышает безопасность экипажа при падении вертолёта.
Несмотря на то, что Ми-24 ПН ещё не был испытан в условиях боя, его эффективность по сравнению с базовым вариантом оценивается в полтора раза выше. Модернизированная машина, в частности, обладает лучшими «точностными» характеристиками, способна быстрее обнаруживать и поражать цели. Считается, что вертолёт Ми-24ПН должен сыграть решающую роль в борьбе с терроризмом. Без машин подобного класса практически невозможно проведение антитеррористических операций вроде той, что недавно проходила в горах Дагестана, где из-за сложного рельефа местности без современных, способных действовать и днём, и ночью боевых машин делать практически нечего.
«В войсках давно ждали этот уникальный вертолет, который должен значительно повысить эффективность действий армейской авиации. Таким образом, мы прекратили «многосерийность» и сделали упор на модернизацию», — заявил Главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. По словам главкома, Ми-24ПН поступят в боевые части, дислоцированные на Северном Кавказе. Но для начала машины отправятся в Тверскую область, в вертолётный учебный центр в Торжок для более точного изучения их боевых возможностей. После всех испытаний для лётчиков будут написаны инструкции, учебные пособия и указания по боевому применению вертолётов новой модели.
Присутствовавший на церемонии генеральный конструктор московского вертолётного завода им. Миля Алексей Самусенко сказал, что Ми-24ПН обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с существующими аналогами. Более того, по эффективности систем вооружения, боевой живучести и защищённости он превосходит многие зарубежные разработки. Применение американских вертолётов в Югославии, Афганистане и Ираке показало, что они легко поражаются с земли огнём обычного стрелкового оружия, тогда как наши «Ми», по словам Самусенко, выдерживают попадание из крупнокалиберного пулемёта в стекло кабины. «Поэтому даже несмотря на значительный износ парка, мы ещё вполне конкурентоспособны с нашими «потенциальными друзьями», а новоявленная модель ничем не уступает, к примеру, тому же американскому вертолёту «Апач», — считает генеральный конструктор.
Но если мы ничем не уступаем и даже превосходим в качестве, то по количественным показателям явно отстаём. Не секрет, что отечественный парк вертолётной техники уже давно нуждается в реанимации. Его изношенность по разным данным составляет от 40% до 70%. Отсюда многочисленные катастрофы, которых с каждым годом происходит всё больше. Серьёзные проблемы с финансированием пока не позволяют приобретать новые армейские вертолёты. В этой ситуации модернизацию машин, уже отлетавших свой век, можно рассматривать как один из вариантов спасения заметно поредевшего вертолётного парка. Владимир Михайлов, в частности, считает, что изношенность машин не имеет принципиального значения: «Главное - чтобы на вертолёте была установлена новая система бортового радиоэлектронного комплекса и эффективное вооружение. А то, что обшивке 10-15 лет - это не столь важно».
Однако армейский заказ для «Роствертола» не ограничится только модернизацией старых вертолётов. Уже в ближайшее время, по словам главного конструктора предприятия Игоря Семёнова, на заводе будет налажен выпуск «ночных охотников» — уникального вертолёта Ми-28Н, не имеющего по своей манёвренности и боевой эффективности аналогов в мире. Сегодня одна такая машина находится на испытании. Через два года «ночных охотников» должны будут запустить в серию, а уже к 2010 году Министерство обороны планирует закупить 50 вертолётов Ми-28Н.
В то же время программа серийного производства новой модели является достаточно дорогостоящей для «Роствертола» — базовая стоимость одного Ми-28Н оценивается приблизительно в 12 млн долларов. Несмотря на это, гендиректор вертолётного завода Борис Слюсарь считает приемлемыми финансовые схемы, при которых государство не сразу оплачивает заказ, а делает это в течение 2-3 лет. По его мнению, подобный способ взаиморасчётов должен активно использоваться, поскольку именно так можно продвинуть вперёд развитие российской авиации.
4 февраля 2004г., РО.
|