Лучший в мире
Ровно 30 лет назад был поднят в воздух первый опытный образец транспортно-десантного вертолета Ми-26. Вертолет был разработан в ОКБ М. Миля в начале 70-х годов. Серийное производство осуществляется на Ростовском вертолетном заводе.
До 1956 года завод выпускал планеры, самолеты: учебно-тренировочный И-16, По-2 - легендарный "кукурузник", модернизированный штурмовик Ил-10. Турбореактивный штурмовик Ил-40 был последним в списке самолетов, которые строил завод. В начале 60-х политика оборонной промышленности повернулась к ракетной технике. Размещение заказов на заводе сократилось.
- К этому моменту директор завода Дмитрий Михайлович Чумаченко познакомился с авиаконструктором Михаилом Леонтьевичем Милем, - рассказывает директор музея ОАО "Роствертол" Владимир Шкуратов. - Михаил Леонтьевич с коллективом КБ разрабатывал конструкторскую документацию на вертолет Ми-1 и искал предприятие, которое бы осуществило его серийное производство.
Трудно сказать, по счастливой ли случайности или по закономерности завод стал строить вертолеты Ми-1. Михаил Миль был выпускником авиационного факультета Новочеркасского политехнического института, а дома, как известно, и стены помогают. Может, и это сыграло свою роль. Пока в течение трех лет завод выпускал Ми-1, ОКБ Миля разработал документацию на вертолет Ми-6. Так, с "легкой руки" Михаила Леонтьевича, завод стал вертолетным производством. Когда в начале 70-х предприятие приступило к подготовке серийного выпуска еще одной машины конструкции Миля - Ми-26, Михаила Леонтьевича в живых уже не было. Работу по выпуску вертолета завершил его достойный ученик - главный конструктор М.Н. Тищенко.
- Ми-26 представлял собой первый отечественный вертолет нового, третьего поколения. Параметры Ми-26 по грузоподъемности (до 20 тонн) и габариты грузовой кабины значительно превосходят как отечественные, так и зарубежные вертолеты, - говорит ведущий конструктор по Ми-26, а ныне главный инженер проекта Ми-26 отдела главного конструктора "Роствертола" Александр Ермашов. - Первостепенной задачей при проектировании Ми-26, как и всех других винтокрылых машин, явилось создание современного несущего винта, обладающего малой массой и высокими аэродинамическими и прочностными характеристиками. Проведенные в 1977 г. предварительные испытания несущего винта Ми-26 на летающей лаборатории Ми-6 подтвердили правильность выбора параметров, в том числе высокие аэродинамические характеристики. Собранный первый экземпляр флюзеляжа успешно прошел повторные статические и вибрационные испытания. В октябре 1977 г. досрочно закончилась сборка первого летного образца, и в последний день того же месяца тягач выкатил первый Ми-26
из цеха на отработочную площадку. Полтора месяца продолжалась доработка загруженного балластом вертолета и его систем на земле. 14 декабря 1977 г. впервые вертолет Ми-26 оторвался от земли и осуществил трехминутный полет в режиме "висения". Командиром экипажа был Г. Карапетян - летчик-испытатель СССР, ныне Герой Советского Союза.
- Когда вертолет поднялся в воздух, весь экипаж испытал чувство ликования. Овации были на земле. Из обычной мастерской - сделать крупное вертолетное производство, построить такую мощную машину помогли имя Миля и талант коллектива ОКБ, возглавляемого М.Н. Тищенко, директора Д.М.Чумаченко, - вспоминает заслуженный штурман-испытатель СССР В.И. Бондарев.
Программа заводских испытаний успешно завершилась в середине 1979 г. Принимавшие в них участие представители заказчика вынесли положительное предварительное заключение. Ростовское вертолетостроительное производственное объединение приступило к освоению серийного производства Ми-26. Государственные испытания Ми-26 прошли в рекордно короткий срок и закончились к 26 августа 1980 г., вертолет был принят на вооружение Советской Армии.
Освоение производства лопастей для Ми-26 сопровождалось разработкой и внедрением ряда уникальных специализированных станков и новых технологий. Родилось новое поколение ленточно-шлифовальных станков, специализированного оборудования и установок.
Переход к выпуску
Ми-26 потребовал от работников Ростовского вертолетного завода освоить современные технологические процессы обработки металлических сплавов и неметаллических материалов. Потребовалась реконструкция литейного цеха. Были внедрены технология химического фрезерования обшивок, аргоновая сварка подредукторных рам.
Попытка, предпринятая американскими специалистами фирмы "Боинг-Вертол", - одновременно с советскими вертолетостроителями создать по программе HLH винтокрылый гигант, аналогичный по параметрам Ми-26, - закончилась неудачей.
Первый серийный вертолет Ми-26 взлетел в ростовское небо 25 октября 1980 г., пилотируемый заслуженным летчиком-испытателем СССР Г. Карапетяном. Второй серийный вертолет был поднят в декабре 80-го года экипажем ОАО "Роствертол", командиром которого был заслуженный летчик-испытатель СССР Ю. Шевченко. В экипаж входили летчик-испытатель первого класса С. Саркисян, заслуженный штурман-испытатель СССР В. Бондарев, бортмеханик, испытатель первого класса В. Григоренко, бортоператор, испытатель первого класса И. Космынин.
Боевое применение вертолета началось в Афганистане. Входившие в состав 23-го авиаполка погранвойск машины использовались для перевозки грузов, доставки пополнения, эвакуации раненых и оказания гуманитарной помощи. Ми-26 участвовали практически во всех вооруженных конфликтах на Кавказе. В частности, именно на Ми-26 проводились оперативная доставка войск и их передислокация во время боев в Дагестане в 1999 г. Помимо армейской авиации и авиации погранвойск, Ми-26 поступили и в авиачасти МВД России. Везде вертолет показал себя исключительно надежной и незаменимой машиной.
Нашли применение Ми-26 при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. В 1986 г. вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Довелось российским и украинским Ми-26 поучаствовать в миротворческих миссиях ООН. Они работали на территории бывшей Югославии, в Сомали, Камбодже, Индонезии и т.д. Благодаря уникальной грузоподъемности ростовские тяжеловозы пользуются большим спросом за рубежом.
Один американский обозреватель в своем репортаже о Всемирной выставке авиации и космонавтики в Ле-Бурже (1981 г.) писал: "Входя в мощный вертолет Ми-26 через заднюю грузовую рампу, вы попадаете в высокое помещение пятнадцатиметровой длины, создающее атмосферу кафедрального собора. И хочется снять шляпу в знак признания инженерных достижений советских конструкторов и авиастроителей".
Как отмечал в 1999 г. гендиректор ОАО "Роствертол" М.В. Нагибин: "…маркетинговый потенциал этого вертолета очень велик, а летно-технические характеристики настолько уникальны, что портфель заказов на него удается сохранять и в нынешнее тяжелое время. "Роствертолу" удалось сохранить свою нишу на авиационном рынке благодаря высокой конкурентоспособности этой замечательной машины. Весьма ощутимую пользу сегодня приносят экспортные заказы".
В 2000 г. гендиректором ОАО "Роствертол" был избран Б.Н. Слюсарь. Завод и сегодня продолжает успешно производить вертолетную технику.
В марте 2000 г. по инициативе "Натшелл" в американском штате Нью-Йорк зарегистрировали и компанию "Heavycopter", предоставляющую различные услуги с помощью тяжелых вертолетов Ми-26Т на рынке США.
После демонстрации Ми-26 на международных авиационных салонах в Ле-Бурже самым грузоподъемным вертолетом мира заинтересовались зарубежные заказчики. Первых четыре воздушных гиганта закупила Индия. После развала Советского Союза тяжелые машины оказались, кроме Вооруженных сил России, в армиях стран СНГ. Они эксплуатируются в Северной Корее, Южной Корее, Малайзии, Перу, Мексике, Греции и на Кипре. Среди вертолетов отечественных и зарубежных фирм
Ми-26Т держит пальму первенства по грузоподъемности и в настоящее время остается самым лучшим вертолетом в мире.
Выдающиеся летно-технические характеристики вертолета Ми-26 позволили установить на нем ряд мировых рекордов. 4 февраля 1982 г. экипажи летчиков-испытателей А.П. Холупова, С. В. Петрова, Г.В. Алферова и Г.Р. Карапетяна, сменяя друг друга, установили четыре рекорда высоты (4600 м, 5600 м, 4100 м, 6400 м) с грузом в 20, 15, 25 и 10 т, соответственно. Во время полета экипажа Г.В. Алферова масса вертолета составляла 56768,8 кг - впервые в истории винтокрылой техники столь тяжелая машина преодолела высоту 2000 м. В начале декабря того же года женский экипаж И. Копец установил на Ми-26 девять женских мировых рекордов высоты и грузоподъемности.
14.12.2007г., НВ.
|