ОНИ ПОДНИМАЛИ ВЕРТОЛЕТЫ НАД РОСТОВОМ - И У ВСЕГО ГОРОДА ЗАМИРАЛО СЕРДЦЕ...
40 лет назад (14 августа 1958 года), накануне очередного Дня воздушного флота страны, Указом Президиума верховного Совета СССР были установлены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР». Как выяснилось, сейчас в Ростове-на-Дону живут шесть обладателей этих высоких профессиональных отличий. Все они испытывали новую авиатехнику на «Роствертоле». О двух таких ростовчанах - наш рассказ сегодня...
«ПОСЛЕ ЧЕЧНИ ДУША ПО ШТУРВАЛУ НЕ НОЕТ»
Юрий Васильевич Шевченко с 1966 года и по нынешний день трудится на «Роствертоле». Дал путевку в жизнь боевому вертолету Ми-24 и грузовому Ми-26. За испытание этих машин награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» присвоено ему Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1984 года.
Шевченко очень легко представить за штурвалом вертолета. Он подтянут, собран, скуп в движениях. Когда рассказывал о каком-то полете, привычно перечислял его параметры, особенности поведения машины в воздухе. Эмоциям воли не давал, хотя чего только не происходило при испытаниях новеньких, еще без бортовых номеров, "вертушек"! И горели они, и двигатели отказывали, и приборная доска однажды отвалилась…
- Ничего удивительного - обычная наша работа, - сказал Юрий Васильевич корреспонденту «Вечернего Ростова». - Сижу живой перед вами, значит, все обошлось!
У Шевченко и вправду обошлось. А семеро парней из девяти, с которыми он учился в одной группе школы летчиков-испытателей имени Чкалова, сложили головы на испытаниях...
- Ну а все-таки, был, наверное, какой-то особенный случай, когда счет шел на секунды? - не удержался я от вопроса.
- Был. В Алжире…
Произошло в 1970 году вот что. Вертолет Ми-4, проданный нашей страной Алжиру, совершил аварийную посадку высоко в горах. Шевченко на Ми-6 поручили его доставить на авиабазу ВВС. С нашим экипажем решили «прокатиться за компанию» несколько видных чинов алжирских военно-воздушных сил.
Шевченко предвидел, что вертолет на внешней подвеске весом в 5,5 тонны будет крутиться в воздушном потоке. Чтобы как-то стабилизировать Ми-4, к нему прикрутили... ствол сосны.
Взлетели - пошли над поверхностью Средиземного моря на высоте метров 40. Вдруг сосна оторвалась и плюхнулась в воду. Груз стал раскачиваться - Ми-6 заходил ходуном. А лететь еще 110 километров!
- Мне ребята кричат: сбрасывай груз к такой-то матери - разобьемся! Нет, думаю, как-нибудь дотянем - ведь скандала потом не оберешься! Подобрал скорость, приноровился к раскачке - долетели. Стресс потом вместе с алжирскими генералами за ужином водкой снимали...
За время работы на «Роствертоле» Шевченко побывал в Афганистане, Пакистане, Индии, Кампучии, Сомали, Анголе, Иране, Сирии, Перу, Никарагуа, Кубе. Кое-где за рубежом пришлось хлебнуть военного лиха. В Кампучии, летая под флагом ООН, летчики привозили по 20 пулевых пробоин в фюзеляже.
Довелось ему и Чечни отведать. По словам Юрия Васильевича, там ему пришлось пережить настоящий кошмар. Их вертолеты боевики обстреливали прямо на стоянках. А сколько наших искалеченных ребят побывало в транспортном отсеке его Ми-26...
- И вот тогда, после «командировки» в Чечню, в возрасте 60 лет, я решил бросить летать, - сказал Шевченко. - После того ужаса душа по штурвалу не ноет…
ИСПЫТАТЕЛИ И У САМОЙ ЗЕМЛИ БЛИЖЕ ВСЕХ К БОГУ
Виктор Иванович Бондарев с 1959 года работает на «Роствертоле» штурманом-испытателем. Участвовал в доводке и подготовке к серийному выпуску боевого вертолета Ми-24. Почетное звание "Заслуженный штурман-испытатель СССР" ему присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1975 года.
Сейчас В.И. Бондарев - начальник летной службы Ростовского вертолетного производственного комплекса акционерного общества «Роствертол».
У заслуженных летчика и штурмана в жизни было много общего... Бондарев, как и Шевченко, расстался с погонами по воле Хрущева - после сокращения армии на 1.200.000 человек. Также немало поколесил по белому свету. В Индию и Пакистан перегонял вертолеты прямо из Ростова-на-Дону.
Лететь над океаном, особенно в ясную погоду - такая красота!
- Главное в штурманской работе - в любое мгновение точно знать, над какой точкой нашей планеты находится вертолет, - сказал Виктор Иванович корреспонденту «Вечернего Ростова». -И привести машину, куда командир приказал...
Ну с этим проблем у него никогда не было. Только вот не всегда «сырая» машина хотела лететь, куда ей курс проложили. Перед новым, 1960 годом молодой штурман-испытатель пережил такое...
- Представьте себе: идем на высоте 200 метров, внизу окрестности Военведа... - вспоминает Бондарев. - И вдруг - оба двигателя «вертушки» замолчали! «Посыпались» на землю… Хорошо, летчик успел — те 4-5 секунд перейти на режим авторотации. Сели в двух метрах от глубокого оврага. Попали бы в него - всему экипажу крышка!
Второй раз он угодил в аварию в Пакистане. Шевченко летел тогда вторым пилотом. Командир экипажа передоверил управление Ми-6 в ходе показательного полета летчику пакистанских ВВС. Тот и «сработал» так, что машина упала в горах на высоте 2000 метров над уровнем моря.
Несчастливым оказался вертолет - позднее он потерпел авиакатастрофу, при которой заживо сгорели 30 человек…
Бондарев неохотно вспоминал свои нештатные ситуации. Что было - то было. И быльем поросло. Гораздо больше его сегодня волнует будущее «Роствертола».
- Заводы, поставляющие нам комплектующие узлы, сейчас в незавидном положении, - с горечью заметил Виктор Иванович.
По его словам, систему опознавания «свой – чужой» делают на Украине. Но попробуй ее купи - украинцы заломили за прибор совершенно немыслимую цену!
«На боку» лежит завод, выпускающий вертолетные редукторы. Его, по сути дела, надо воссоздавать с нуля.
В завершение беседы мы все-таки сумели от грустного перейти к приятному. Оказывается, сын Виктора Ивановича, Андрей тоже трудится на «Роствертоле» - инженером по объективному контролю. О «черных ящиках» слышали? Они - в ведении Бондарева-младшего. Внуку Саше уже 14 лет, внучке Машеньке - три года. Забегают к деду - тормошат... Значит, жизнь продолжается!
В последнее время все реже и реже стрекочут над Ростовом вертолеты без бортовых номеров. Когда вы все-таки увидите в небесной синеве такую машину - пожелайте ее экипажу мягкой посадки!
У испытателей - очень непростая работа и непредсказуемая судьба. Но ведь кому-то надо «доводить до ума» новые «вертушки»...
14 августа 1998г. ВР.
|