Школы Ростова выиграли 19 миллионов рублей
В рамках национального проекта «Образование» в конкурсе на президентский грант приняли участие 36 школ г. Ростова. Результат отличный: 19 победительниц! Каждая получит миллион рублей. Казалось бы, радость неописуемая... Но у каждой медали есть оборотная сторона. Об этом и разговор с заместителем начальника управления образования, заслуженным учителем РФ Александром Уваровским.
— Национальный проект предусматривает гранты по пяти направлениям: инновационные учреждения, инновационные учителя, одарённые дети, высокий уровень информатизации, классное руководство. И вот первое присуждение по первой номинации состоялось. Министерством образования РФ для Ростовской области была определена квота — 89 учреждений. Приблизительно предполагалось, что 40 мест будет отдано городу, 49 — селу. Потому что ясно каждому, что школа сельская и школа городская (тем паче Ростовская) — вещи, за редким исключением, трудно сравнимые. Ростов подал 36 зявок, и мы ожидали, что мест 12 получим. А получили 19. Здорово, конечно. Оценивались образовательные учреждения, в которых программа развития работает в инновационном режиме не первый год, т. е. те, что являются экспериментальными площадками — муниципальными, областными, федеральными — и в которых конкретные плоды эксперимента уже есть.
— Кто же победители?
— На первом месте школа № 27, отличная школа, вполне по заслугам оценённая. На втором — архитектурно-художественная гимназия № 35: творческие дети, творческие учителя. На третьем — школа № 19: высокий уровень информатизации, учителя, дети, родители общаются с директором школы через форум, солидная локальная сеть, включающая и домашние компьютеры учащихся. 36-я языковая гимназия, 4-я школа, №№ 31, 103, 76, «Эврика Развитие», №№ 111, 14, 1, экономический и классический лицеи, Донская реальная гимназия — кого ни назови, все 19 — передовые, инновационные. Между прочим, обидно, что многие из тех, кто грант не выиграл, недобрали 1-2 балла. Это школы №№ 52, 5, 65. Все они сильные, хорошие, имеющие достаточно солидную базу.
— На что потратит каждая школа свой миллион?
— На улучшение материально-технической базы прежде всего. Это может быть какой-то кабинет, медиа-класс, лекционный зал, что-то из оборудования — то, что поможет развить эксперимент дальше, довести его до логического конца. Можно было бы потратить эти деньги на курсовую учёбу учителей, но в принципе на это есть средства по субвенциям. Единственное жёсткое ограничение: эти деньги не могут быть потрачены на зарплату. То есть не предусмотрено вознаграждение этими деньгами руководителей или участников проекта-эксперимента.
— Каково ваше отношение к этим грантам?
— С одной стороны, это один из инструментов, призванных улучшить положение современной школы. Но с другой — меня и моих коллег не может не беспокоить то, что этот инструмент может привести к большому расслоению среди образовательных учреждений. Не могу не повториться: есть у нас школы и сельские, и окраинные, и с довольно сложным детским контингентом. Учителя в них изо дня в день делают большое полезное дело. Но не всегда могут участвовать в тех или иных инновациях, а значит, и претендовать на этот миллион. Как этим школам улучшить материальное положение? А ведь они и так в менее выигрышных условиях.
— А вам не кажется, что расслоение будет ещё больше, когда наградят лучших преподавателей?
— Честное слово, страшный вопрос. Потому что, действительно, это будет ещё более сложная проблема. Наградят 296 учителей области. Грубо прикинем — на Ростов придётся примерно десятая часть — ну 30 учителей. Мизер. Но главное не это. Главное — кого выдвигают советы школы? В большей степени учителей среднего возраста и молодых. Да, это замечательные, достойные учителя, многие — участники конкурса «Учитель года». Но возникает обида за учителей старшего поколения, ведь показатели берутся только за последние три года. В течение десятков лет эти педагоги отдавали себя своим ученикам, воспитывали, готовили к олимпиадам, а теперь просто выпали из обоймы. Это несправедливо.
— А ещё, как вы отметили, есть трудный контингент детей, и с такими учителя выкладываются по полной. Но у них никогда не будет обусловленных национальным образовательным проектом показателей...
— Не будет. И опять же спорный вопрос: с кем труднее работать — со слабым учеником или с победителем-олимпиадником? За последним и родители проследят как следует, и учителя, и талант у него, и способности. А сколько надо усилий приложить, чтобы научить слабого, среднего ученика и поставить ему заслуженную тройку. Но эти усилия, к сожалению, национальный проект не учитывает.
— Сколько получит учитель-победитель?
— 100 тысяч рублей.
— Не такая уж большая сумма. И вообще, мне кажется, гранты — это лотерея, которая никоим образом образовательную реформу не продвинет...
— Конечно, нет. Это просто грантовая система, конкурс. Эти деньги надо воспринимать как награду, премию, поощрение. Основные вливания в систему образования должны быть другие, фундаментальные, дающие всем школам, всем учителям равные возможности. Вот тогда всё сработает. А пока... От души поздравляю победителей и желаю всем дальнейших творческих удач.
21 июня 2006г., РО.
|