Любимый аромат агента 007
Здоровая пища и одеколонов тыща — этого вполне достаточно для счастья, — уверен мой собеседник. У него необычное увлечение — он коллекционирует мужские одеколоны. Он знает любимый аромат Джеймса Бонда, знает, какой одеколон лучше всего пахнет во время весенней грозы, но обо всём этом он не расскажет, это секрет. Зато о другом — пожалуйста. В его коллекции около трёх тысяч одеколонов, тысяча из которых — любимые. Он не хочет афишировать своё настоящее имя, потому что все его знают как Мистера Шанель.
Ароматный занавес
— Скажи мне, какой у тебя одеколон, и я скажу, кто ты. Обеспеченный или бедный, с хорошим вкусом или дурным, с чувством меры или полным его отсутствием.
— Когда у вас появилось это увлечение собирать ароматы?
— В конце 70-х годов. Именно тогда в Советском Союзе появились красивые флакончики с ароматной жидкостью и экзотическими названиями. До этого времени в СССР одеколоны были только отечественные. Западные ароматы (их было около десяти мужских, а женских — поболее) очень отличались от советских. Не будем их называть, чтобы не делать им рекламу. Но кто помнит то время, тот поймёт, о каких ароматах я говорю. Они мне понравились — они «играли», менялись в течение времени.
Так и началось моё увлечение.
— Можно коллекционировать марки, монеты, самовары... Но человек, коллекционирующий ароматы, — по-моему, редкость.
— Вы ошибаетесь, в мире немало людей, так называемых «парфюмерных маньяков», которые, как и я, гоняются за оригинальными ароматами. Особенно женщин. Но женщины собирают «миниатюрки» по пять-семь миллилитров, потому что большие флаконы стоят дорого, а женщины хотят иметь много ароматов в своей коллекции.
К слову, по статистике, примерно 50% женщин пользуются мужскими парфюмами. Потому что они более интересные и более актуальные. Известный коллекционер — Константин Райкин. У него в театре даже занавес пахнет.
Как никто другой
— А в самих ароматах — нотах, нюансах, составляющих — вы разбираетесь?
— Этим я себе голову не забиваю. Мне нравятся сложные, многокомпонентные тяжёлые ароматы. У каждой солидной парфюмерной фирмы есть пара-тройка шедевров, а есть не очень удачные ароматы, но те, что продаются в магазинах сейчас, — это сплошная синтетика, состоящая из двух-трёх нот. Я так считаю: ты можешь пахнуть, как все, или — как никто другой. Не спорю, хорошие ароматы появляются и сейчас, случайно, но я отдаю предпочтение редким. Чтобы получить удовольствие от любимого аромата, его нужно иметь в пяти флаконах. Одним пользуешься и не жалеешь его, потому что есть запасной, третий приберегаешь на чёрный день — вдруг когда-нибудь он останется как музейная редкость, четвёртый — на подарок близкому человеку, а пятый — на обмен или продажу.
— Как вы их храните?
— Хранение элементарное. Одеколоны должны находиться в темноте при комнатной температуре и должны быть закрыты. Лишнее встряхивание им вредно. Если флакон без пульверизатора, его ни в коем случае нельзя трогать руками. Хотите им пользоваться — перелейте немного в другой флакончик. Когда вы долго не пользуетесь одеколоном, он «засыпает». Чтобы снова «пробудить» его к жизни, его нужно слегка встряхнуть, но ни в коем случае не трясти сильно! Тогда вы снова почувствуете аромат. Дороже всего ценятся винтажные ароматы. Сегодня часть оригинальных рецептов утрачена, а в некоторых странах запрещены некоторые ароматические элементы.
— В чём отличие одеколона раритетного от винтажного?
— Раритет — это редкость. Аромат может быть даже современный, но редкий, когда компания выпускает лимитированную серию. А винтаж — это одеколон, который был выпущен минимум 20 лет назад и снят с производства. В моей коллекции есть и те, и другие. Есть одеколоны, выпущенные до Первой мировой войны. Самый старый — аромат 1790 года. За много лет краска на флаконе осыпалась, истлела коробка. Одеколоны — вещь хорошая, но их лучше руками не трогать.
Не нюхая
— Вы свою коллекцию по всему миру собираете?
— Да, у меня есть одеколоны, привезённые из разных стран. Недавно мне привезли один парфюм из Южной Америки. Люди, которые бывают за границей, связываются со мной, советуются. Сегодня человек заходит в магазин и теряется — такой там огромный выбор!
— Как часто пополняется коллекция?
— Она пополняется стихийно. То сразу несколько новых одеколонов появится, то долго приходится одного ждать. Настоящие ценители покупают ароматы, не нюхая. Нюхают только дилетанты. Ценитель выбирает одеколон по названию и интуитивно. Чтобы понять аромат, почувствовать его ценность, им нужно пользоваться минимум неделю-две. А как сейчас покупают: зайдут в магазин, напшикаются десятью ароматами и в итоге выбирают самый неудачный.
— Русские одеколоны есть в вашей коллекции?
— К сожалению, нет. Слишком много хороших западных. В основном французских. Во Франции создаётся львиная доля всех шедевров. У англичан есть неплохие ароматы. Одеколоны... Есть в них такой нюанс: чем меньше становится одеколона во флаконе, тем лучше он пахнет. В первую очередь из него испаряются высокие ноты, лёгкие молекулы, и запах тяжелеет. Потом вы покупаете новый флакон и не узнаёте аромат, думаете — что-то не то. А это нормально.
— А можно по аромату узнать, в какие годы он был создан?
— Можно. В 70-е годы, к примеру, в моде были экзотические запахи. В год выпускалось 10-20 ароматов. Они создавались годами, так получались шедевры. А сейчас в день выходит 10-20! В 80-е в моде были мощные ароматы, в 90-х придумали кислородные ноты, на рубеже 2000-х стали применять ароматы фруктов: дыни, арбуза... Пахнуть арбузом можно, но нужно ли...
Реплики
— Сейчас некоторые парфюмерные компании делают реплики одеколонов, которые исчезли уже много-много лет назад.
— Делают. Но это уже совершенно другие ароматы. Многие формулы были строго засекречены, какие-то — утрачены. Сейчас парфюмерию захватили химические концерны, которые делают синтетические молекулы, пытаясь воссоздать какой-то аромат с помощью них. Если воссоздавать аромат по старинке, он получится очень дорогой, ведь в некоторых одеколонах содержалось более пятисот компонентов. Сегодня чаще всего аромат состоит из пяти.
— Большую ценность представляет одеколон в маленьком или в большом флаконе?
— Маленькие флаконы удобнее, они даже стоят дороже больших. Их можно положить в карман, в сумочку, взять с собой в путешествие.
— Слышала, что есть мультигендерные ароматы.
— Это ароматы для всех: для женщин, мужчин, детей. Одеколоняки-цитрусяки, кисельки-компотики. Ерунда.
— И странные: аромат жареного мяса, плесени...
— Это всё эксперименты для привлечения внимания покупателей. Скоро про них забудут. Как и про духи с феромонами, которые притягивают противоположный пол. Всё это несерьёзно.
— А как вы выбираете тот аромат, которым будете пахнуть сегодня?
— Вот это самое сложное для коллекционера. Как правило, я выбираю сначала несколько ароматов, а из них уже — один.
— Можете дать совет нашим читателям, как правильно выбирать аромат?
— Главное — не спешить. В день нужно пробовать один аромат. Хотя рекомендуют пробовать два-три, но и в них можно запутаться, как в трёх соснах заблудиться. И помните о том, что то, как раскроется аромат, зависит от времени года, времени суток, температуры воздуха... Есть определённые места, на которые нужно наносить аромат. Зимой — на грудь, затылок, а летом — на локти, запястья. Есть ароматы, которые прекрасно пахнут в весеннюю грозу.
— Это можно узнать, только пробуя?
— Я это знаю, но это секретная информация.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Чем-то вроде одеколона пользовалась единственная женщина-фараон Хатшепсут, которая правила Египтом около 1479 года до нашей эры. Как полагают учёные, в состав ароматной жидкости входил, скорее всего, спирт, бергамот и ладан.
• По приказу Наполеона для солдат, долго находящихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным защитным эффектом — лечебным, гигиеническим и освежающим. Дошло оно и до наших дней под названием «Одеколон «Тройной».
• Неожиданные события могут произойти, когда снимают с производства любимый аромат. Например, во Франции после прекращения выпуска одеколона Jules от Dior прошли демонстрации и митинги протеста. После них выпуск возобновили.
• В 1999 году, когда со дна океана были подняты обломки «Титаника», в числе прочих ценных вещей была найдена и кожаная сумка с образцами духов, которую вёз парфюмер Адольф Заальфельд для продажи в Нью-Йорке. Условия хранения были идеальны, и все они остались в прекрасном состоянии.
• У Милорада Павича есть «Уникальный роман», в котором части глав носят названия одеколонов, по которым сразу можно узнать героев. К примеру, Poison — это леди Хехт.
«Ростов официальный», № 34 (873) от 17.08.2011
|