rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Самое редкое хобби на Земле

Самое редкое хобби на Земле

158Кто-то собирает марки или статуэтки, а ростовчанин Алексей Кривенко коллекционирует... метеориты. На данный момент у него четыре камня, в космическом происхождении которых он уверен, и пара десятков образцов, чьё место рождения еще предстоит доказать.

— Увлекался всем, что связано с метеоритами, еще с детства, — рассказывает Алексей, демонстрируя свои находки. — Читал литературу, собирал газетные и журнальные вырезки. Много информации есть в Интернете, хотя вперемешку с совершенно пустой — надо тщательно отсеивать. А вот на практике свои знания удалось применить лишь недавно, в 2010 году.

Как-то за год до этого Алексей увидел в вечернем небе след от метеорита. Небесное тело летело так близко, что казалось: упадет где-то совсем рядом! Алексей обошел всех соседей — никто ничего необычного не видел и не находил. Прошло время, и Алексей отправился за камнями для строительства на близлежащий полигон сланцевых отходов (живет он в частном секторе около рынка «Темерник»).

— Меня как потянуло, — вспоминает он. — Сначала подумал еще: «Откуда здесь омытый водой булыжник?», а потом понял: камень именно что оплавлен. Никакой воронки не было, попал он на мягкую землю. Но я почему-то сразу понял: это метеорит, причем именно тот, что я искал год назад.

Находка потянула на 38 килограммов. Огромный, с оплавленной толстой корой, на вид — камень, а по составу — железяка неизвестного происхождения. По многим параметрам можно утверждать, что прилетел этот «малыш» на Землю не откуда-то, а откололся от Луны. В его составе на это намекают удивительные совпадения: по всем таблицам только в лунном грунте 11% - алюминия, а в других метеоритах — 1,5-2% (в схожих земных булыжниках — 8,8%), и только в лунном грунте именно 11% кальция, как и в этой находке. От него необычайно трудно отпилить хотя бы уголок — почти не брали сверла и болгарка. Когда удалось – получился блестящий как зеркало срез с небольшими вкраплениями, а через пару недель сама по себе образовалась выбоина — то-то явно испарилось.

Второй метеорит Алексей нашел около Ростовского моря. Один из жителей, построивших там дачу, заказал дорожку из омытых водой камней. Откуда привезли эту гальку – узнать так и не удалось, однако вместе с земными камушками попался и не совсем простой.

— Я его сначала чуть ногой не пнул, — смеется Алексей. — Потом присмотрелся — а ведь похож. Начали делать анализ: 10,6% марганца в обычном камушке не бывает.

На вопрос о том, как же метеориты находятся, Алексей пожимает плечами. Получается, что они как будто время от времени притягивают его внимание: необычной ли формой, или просто странное место выбрал себе камушек. Он честно признается, что половина находок – «местный» шлак, а вот другие при анализе уж очень «подозрительны».

— Вот этот нашел в районе балки Темернички. В свое время сюда сваливали отходы металлургии с «Сельмаша»: чаще всего здесь валяется «серый» металл, — демонстрирует Алексей следующий экспонат его коллекции. — Но приглянулась именно эта «железяка» мне именно по форме.

— Судя по составу, если это все-таки продукт металлургии, то редчайший сплав. Но я считаю — метеорит. Местные старожилы рассказывают, что 42 года назад эти места немного тряхануло, будто произошло маленькое землетрясение в пару балов, — рассказывает Алексей. — И мне кажется, что это как раз прилетела моя «железяка».

Идентификация камня

159И все-таки как возможно определить «месторождение» находки?

Во-первых, по коре плавления: у большинства метеоритов она есть. Обычно кора метеорита сходна по составу с чугуном, но далее идут вовсе несочетаемые вещи: одновременно большой процент никеля и марганца, невероятная для чугуна прочность, при распиле не стружкой сходит, а осыпается тончайшим порошком. Хотя этот признак не универсален — у некоторых метеоритов кора «сползает» за пару лет, а пролежать «иноземец» может и несколько тысячелетий.

— Вот пример, — показывает Алексей свою очередную находку. — Я его подобрал рядом с садами «Космос» — там небольшой тырсовой карьер, он лежал почти на поверхности. Взял без какой-то задней мысли, просто потренироваться плотность измерять и делать анализы. И вдруг обнаружил в составе «намеки». Именно этот класс метеоритов теряет кору плавления лет за 10 и превращается с виду в обычный булыжник.

Во-вторых, по особой форме — «ориентированной». Такая получается при прохождении метеорита свозь земную атмосферу. У метеоритов — рваный вид, а вода обтачивает камни грубовато, обтекая всю форму. Почти всегда у них есть поры и «ножки» — струи воздуха проходят и выпиливают особые рожки, которые считают одним из признаков метеорита – по этим выемкам и бороздам обладающий даже школьными знаниями по физике человек может определить, как летел камень. На поверхности — волны, которые при литье в металлургии шли бы в обратную сторону, да и никакие пузырьки воздуха при плавке не смогли бы сделать такие свищи.

— Также на неземное происхождение указывают хондры — это включения других минералов, которые никак не могут быть созданы на Земле, — показывает круглые вкрапления в явный металл Алексей. — Знаете, почему? Это куски мантии уничтоженной планеты, застывшие в одно мгновение — на Земле мы не сможем сгенерировать такое.

Логичнее предположить, что неземной объект просто обязан отличаться от обычного булыжника по составу. Но и это — не 100% доказательство: вдруг на каком-то производстве экспериментировали со сплавами? Хотя наличие в составе никелевого железа да редчайший иридий в коре все-таки прямо кричат о «нетипичности». Да и возраст находки нередко составляет несколько тысячелетий — какая уж тут металлургия?

— Выявляется состав образца спектральным анализом, — поясняет Алексей. — Вот только провести его в Ростове достаточно сложно. Обидно: на геофаке ЮФУ находится лучший аппарат в Европе, но чтобы человеку со стороны получить доступ к нему —нужно заполнить массу бумаг и пройти ряд бюрократических препон. Поэтому приходится выкручиваться, обращаться к специалистам в другие города. Но даже если ученые признают, что на Земле таких сочетаний возникнуть не может, то дать заключение об образце как о метеорите не спешат.

Еще один косвенный признак метеорита — его радиационный фон. Точнее, его практически полное отсутствие.

— Ты можешь «зарядить» предмет, а вот понижение радиации может быть только естественным путем, за долгое время. Они безопасны, только толочь их в порошок, как советуют некоторые «целители», не надо – в них есть ядовитые вещества, —рассказывает Алексей. — Хотя экстрасенсы в один голос говорят, что метеориты «излучают», но не радиацию, а положительную энергию (не знаю, как насчет положительной энергии, но фотоаппарат долго отказывался брать эти камушки в фокус. — Л.М.). Кстати, как-то ко мне в гости зашла Эсмеральда, недавняя участница «Битвы экстрасенсов» из Ростова: не обладая никакими знаниями в этой сфере, она точно предсказала, какой камень кого старше. Вот и говори после этого, что мистики тут нет!

Метеорит — это непрактично?

О своем хобби Алексей может рассказывать часами, указывая на невзрачном на вид камушке десятки признаков его неземного происхождения: проценты состава, особенности формы…

— Вы, наверное, геолог?

— Этот вопрос мне часто задают специалисты, с которыми я встречаюсь. Всегда признаюсь честно: образование — 9 классов, — смеется он. — А так — шесть библиотек прочел. Еще у меня огромная практика работы с металлами: много лет работаю сварщиком, выполняю три десятка видов работ со сплавами. Поэтому могу уже по снопу искр определить состав материала и его характеристики. Вот, например, пилишь болгаркой какую-нибудь интуитивно подобранную железяку — а искр нет. Странно. В сумерках замечаю полупрозрачные и красные — это никель! Но откуда он может быть в заводском шлаке? Тем более что я регулярно общаюсь на эту тему с местными учеными. Они меня все знают. В смысле, не любят…

— Почему?

— Потому что у них есть нужное для меня оборудование, а у меня – уникальные для них метеориты. Им это чрезвычайно интересно, но метеориты не входят в сферу деятельности ростовских ученых — уж слишком это «не прикладной» раздел науки. В нашем обществе потребления это мало кому интересно...

Напрямую занимается этим вопросом комитет РАН по метеоритам. По идее, они должны сделать бесплатный анализ образца, присланного им жителями, и в случае подтверждения — выдать соответствующий сертификат. Однако на практике Алексей выяснил: ответная реакция – достаточно вялая.

Наводя справки о работе комитета, Алексей узнал и вовсе печальные подробности: сюда присылают до 5 тонн камней ежедневно (!) со всей России, но заинтересовать «комитетских» ученых удается лишь единицам. Соратники Алексея по увлечению рассказывают: здесь предпочитают просто за копейки выкупать интересные образцы, а в случае отказа — бракуют. Между тем нередко такие «отказники» впоследствии получают сертификаты от более крупных научных центров в Кельне или Лондоне.

В самом Ростове когда-то этим вопросом занимались энтузиасты — устроители выставки «Блеск самоцветов», но в последнее время охладели. Чуть больше помощи для нашедших метеориты оказывает всероссийское «Общество любителей метеоритики». Сейчас там помогают найти средства для проведения дальнейших анализов, рекомендуют специалистов и лаборатории. Ну в дальнейшем могут помочь с поиском покупателя – а куда девать эти «каменюки», если нашей науке они не интересны?

— Метеориты пользуются спросом — это в прямом смысле редчайший подарок. Иметь коллекцию предметов не из разных мест планеты, а самой Солнечной системы – что может быть уникальнее? — считает Алексей. — Из них делают и просто украшения, и мистические амулеты, ведь метеориты — это самая древняя «готика», выросшие еще до появления первого человека на Земле кристаллы.

…Сейчас у Алексея просто домашняя выставка для друзей. Но он не оставляет надежды найти единомышленников в Ростовской области. Хотя бы для того, чтобы не в одиночку отправляться на поиски новых «подозрительных объектов». Может, есть кто еще, так же влюбленный в Космос или хотя бы любящий необычные приключения: поиск небесного клада по области, да и за ее пределами — куда увлекательный всех этих городских «Дозоров». Контакты есть в редакции —  обращайтесь.

P.S. Во время беседы с Алексеем мы, разумеется, затронули и тему недавно упавшего в Челябинске метеорита. Алексей категорически возражал против «официальной версии», утверждавшей: небесный гость не долетел до поверхности Земли и просто рассыпался. «Да быть того не может! —  утверждал Алексей. — Судя по следу метеорита на видеозаписях, это достаточно крупный камень — минимум 30-40 тонн. Видимо, еще на дне озера не нашли». Как в воду глядел: когда материал готовился к печати, стало известно: из озера Чебаркуль в Челябинской области все-таки был поднят метеорит весом 570 кг.

НВ №622 от 15 Ноября 2013 г.
.