rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Профессор Пистрак М.М.

ОДНА ЛЕКЦИЯ

    В СЕРЕДИНЕ тридцатых годов, когда я учился в Ростовском пединсти­туте, в нем преподавало мно­го крупных ученых — мате­матик Мордухай - Болтовской, ботаник Керенский, физиолог Бирюков, филолог Сретенский, философ Татулов. Всех не пе­речислить, Но особое место занимал Пистрак. И вот поче­му. Он единственный из всех профессоров прошел суровую школу революционной борьбы, в которую вступил еще в юно­шеские годы. А в 1924 году стал членом РКП(б), связав всю свою дальнейшую жизнь с Коммунистической партией. Среди рекомендовавших его в партию — Ф. Э. Дзержинский, Н. К. Крупская, А. А. Сольц, с которыми он был тесно свя­зан по работе.

     И еще одна примечательная деталь. Пистрак был профес­сором математики, архитекту­ры и педагогики. Но с тече­нием времени предпочтение отдал педагогике, посвятив ей более четверти века. В первое советское десятилетие   спе­циалистов этого дела  можно было пересчитать по пальцам. В то время, когда на всю страну было всего четыре доктора педагогических наук, двое из них были коммунистами — Крупская и Пистрак. Первый учебник педагогики для пединститутов написал Пистрак. Написал в Ростове. Я занимал­ся по этому учебнику, к нему мы относились с особым поч­тением, ведь он был детищем человека, которого мы знали, лекции которого довелось слу­шать. Правда, профессор вел курс на педфаке, но студенты всех факультетов были  нас­лышаны о необычайной его спо­собности завораживать аудито­рию, мастерском владении им ораторским искусством.

     Порой случалось, что у нас на литфаке образовывалось «ок­но» и кто-либо из препо­давателей занимал это время. Однажды по такому поводу к нам, литераторам, пришел про­фессор математики Лейферт. Конечно, не о математике он вел с нами разговор. Но много интересного узнали тогда мы от него. Вот так и Моисей Ми­хайлович Пистрак пришел к нам в огромную аудиторию, где собрались литераторы и ис­торики. Пришел неожиданно, чтобы заменить заболевшего лектора. Все мы были возбуж­дены до крайности. Ведь нам предстояла встреча с интерес­ной личностью!

     Два часа, что Пистрак бесе­довал с нами, пролетели неза­метно. Ученый рассказывал о гуманизме. К лекции, он, естественно, не готовился, заме­щать ему пришлось случайно, и он импровизировал. Но что это была за   импровизация?! Вначале отчетливо он произнес не раз уже слышанное слово «гуманизм». Затем мелом на доске написал его по-латыни. Объяснил, что оно означает. Небольшая пауза — и лектора уже не узнать. С каким-то особым подъемом, я бы даже сказал, азартом, он стоял у кафедры и говорил, говорил. А мы, затаив дыхание, буквально не шевелясь, слушали увле­ченный рассказ профессора о зарождении гуманизма, его истоках, развитии, наиболее ярких представителях в разное время и в разных странах. Ка­кой необыкновенный мир предстал перед нами! Какие яркие личности завладели во­ображением! Как много нового мы  узнали! Более полувека прошло с тех пор, но лекция о гуманизме врезалась в па­мять и не забывается всю жизнь. Всего одна лекция. Но прочитанная знатоком, глубоко владеющим материалом и умеющим донести его до слу­шателей, способна сыграть за­метную роль в познании мира, в овладении знаниями, значе­ние которых трудно переоце­нить.

Пистрак был разносторонне одаренным человеком. Он не только мастерски владел уст­ным сливом. Он и писал пре­восходно. Активно сотрудничал в детской прессе Ростова — в газете «Ленинские внучата» и журнале «Костер», а также в юношеских изданиях. Он был неутомим, работал очень много. Помню, как на различных за­седаниях, сидя в президиуме, он ухитрялся и слушать ора­тора, и писать деловые пись­ма, порою до десятка за вечер. Он не терял ни минуты зря.

     Помню его ласковую улыбку, его приветливость, уважитель­ное отношение к человеку. И студентов учил этому. И сам показывал пример — у него слово не   расходилось с де­лом.

      Он жил рядом с пединститу­том. Дома у него стоял токар­ный станок по дереву. Утом­ленный научными занятиями, он находил отдых в физиче­ском труде, которому  отдавался так же вдохновенно, как и любимой науке.

Пистрак любил своих учени­ков, всю душу вкладывал в их воспитание, стремясь развить их способности, сделать настоя­щими людьми. И это ему удавалось, потому что сам был незаурядной личностью. Он был очень добрым человеком, но в то же время требова­тельным, принципиальным. Об­щение сним приносило ра­дость. Простой, доступный, в любое время готовый выслу­шать тебя, оказать помощь. А времени у него, конечно, было в обрез...

Он был одним из тех перво­проходцев, кто закладывал ос­новы политехнического обучения в нашей стране, кто немало потрудился над тем, чтобы тру­довое воспитание учащихся за­няло достойное место в систе­ме образования подрастающе­го поколения. Теоретически ос­мыслить эти вопросы и суметь дать необходимые   рекомен­дации ученому помогла   его многолетняя практическая деятельность, вначале в каче­стве преподавателя в частных школах еще в дореволюцион­ное время, а с 1918 по 1931 год - его работа в Наркомпросе РСФСР, которую он совмещал с руководством   школой-ком­муной.

     Научные труды Пистрака затрагивали важнейшие вопро­сы жизни советской школы, в них освещались проблемы методики политехнического обучения, самоуправления уча­щихся, излагались требования к оборудованию рабочих комнат и школьных мастер­ских, а также организации тру­да учащихся на предприятиях. Главное внимание ученый уде­лял методологическим пробле­мам педагогики.

    Под редакцией Пистрака еще в 1924 году вышла книга «Шко­ла — коммуна Наркомпроса. Из опыта московской опытно-показательной школьной ком­муны им. П. Н. Лепешинского», предисловие к которой на­писала Н. К. Крупская. А за два года до этого увидела свет книга Пистрака, посвя­щенная самоуправлению уча­щихся. Среди других его ра­бот назовем «Насущные проб­лемы современной  советской школы», «Проблемы  научной педагогики», «Новое о политехнизме»...

     В 1931 году Пистрак начал свою работу в Ростове. Пре­подавательская и обществен­ная деятельность ученого бы­ла исключительно плодотвор­ной. Через пять лет он был назначен директором Централь­ного научно-исследовательско­го института педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения.

    В пору сталинского произво­ла Пистрак был незаконно реп­рессирован. Студентам сооб­щили, что он японо-немецкий шпион. От его дочери — комсомолки требовали, чтобы она отказалась от отца — «врага народа».

Ныне доброе имя ученого восстановлено. Оно упоминается в «Педагогической энцикло­педии», в справочниках. О Пистраке появились статьи в журналах. Его работы взяты на вооружение нашими педа­гогическими кадрами.

И.М. Гегузин
.